В
1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын
изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто,
создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая
война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов.
Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в
Мюнхене возникает завод авиационных двигателей, который в июле 1917
регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke («Баварские моторные
заводы») — BMW. Эту дату и принято считать годом основания BMW, а Карла
Раппа и Густава Отто ее создателями. После окончания Первой мировой
войны фирма оказалась на пороге краха, т. к. по Версальскому договору
немцам запретили производить двигатели для самолетов, а именно
двигатели в то время были единственной продукцией BMW. Но
предприимчивые Карл Рапп и Густав Отто находят выход из положения —
завод перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а
затем и самих мотоциклов. В1923 с завода BMW выходит первый мотоцикл
R32. На мотосалоне 1923 года в Париже этот первый мотоцикл BMW сразу же
завоевал репутацию скоростной и надежной машины, что подтвердилось
абсолютными рекордами скорости на международных мотогонках 20-х—30-х
годов. Одновременно разрабатывают двигатель «Motor-4», окончательная
сборка которого производится в других странах Европы. В 1919 Франц
Димер на самолете с этим двигателем, поднявшись на высоту 9760 метров,
устанавливает первый мировой рекорд BMW. Производство получает
дополнительный импульс после заключения секретного соглашения с
Советской Россией о поставке ей новейших авиадвигателей. Большинство
советских рекордных перелетов 30-х годов были выполнены на самолетах,
оборудованных двигателями BMW. В 1928 фирма приобретает автозаводы в
Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними и лицензию на производство
малолитражного автомобиля Dixi. Его производство начинается с 1929.
Dixi — первый автомобиль BMW. В период экономических трудностей
малолитражка становится наиболее популярным автомобилем Европы. К
началу Второй мировой войны BMW — одна из наиболее динамично
развивающихся фирм мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией.
В ее активе несколько мировых рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на
открытом гидросамолете Dornier Wal, оснащенном двигателем BMW,
пересекает Северную Атлантику с востока на запад, Эрнст Хенне на
мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом, гидравлическими
амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение BMW),
устанавливает мировой рекорд скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч, не
превзойденный никем в течение последующих 14 лет. В1933 начат выпуск
модели «303» — первого автомобиля BMW 6-цилиндровым двигателем. В 1936
на BMW выпускается знаменитая «328» — один из наиболее успешных
спортивных автомобилей. С ее появлением окончательно сформировалась
идеология BMW, по сей день определяющая концепцию новых моделей:
«Автомобиль — для водителя». Основной же конкурент, «Мерседес-Бенц»,
следует принципу: «Автомобиль — для пассажиров». С тех пор каждая фирма
идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен. Победитель
великого множества соревнований — кольцевых гонок, ралли, состязаний в
поднятии на холм, — BMW 328 была адресована знатокам спортивного
автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные машины.
Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет
вновь отдается авиадвигателям. В 1944 BMW первой в мире начинает выпуск
реактивного двигателя BMW 109-003. Проводятся также испытания ракетных
двигателей. Конец Второй мировой войны стал катастрофой для концерна.
Четыре завода, оказавшиеся в Восточной зоне оккупации, разрушены и
демонтированы. Головной завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В
связи с производством во время войны авиадвигателей и ракет победители
издают приказ о запрете производства на три года. И Карл Рапп и Густав
Отто, не изменившие своей любви к моторам, решают опять начать все с
нуля. Разрабатывается 1-цилиндровый мотоцикл R24, собиравшийся в
мастерских практически кустарно. Он становится первым послевоенным
изделием BMW. В 1951 появляется и первый послевоенный легковой
автомобиль модели «501». Однако финансового успеха он не приносит. В
1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое поколение
мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью, выходит
малолитражка «Исетта», странный симбиоз мотоцикла с машиной.
Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по движению, имела
огромный успех в нищей послевоенной Германии. Но из-за последовавшего
затем увлечения большими лимузинами и связанных с этим убытков фирма
оказывается на пороге краха. Это единственный случай за всю историю
BMW, когда неправильно была просчитана экономическая ситуация и
выброшенные на рынок машины не имели спроса. Встает вопрос о продаже
фирмы. «Мерседес-Бенц» поспешила объявить о ее покупке, но этому
воспрепятствовали мелкие акционеры, работники фирмы, ее торговые
агенты. Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить свою
деятельность. Третий раз фирма начинает все заново. С завода выходит
BMW-1500, открывшая новый класс спортивно-компактных автомобилей. Это
было началом подъема на вершину автомобилестроения. Последнее
тридцатилетие стало для BMW тридцатилетием побед. Открываются новые
заводы, выпускается первая в мире серийная турбомодель «2002-турбо»,
создается антиблокировочная тормозная система, которой сейчас все
ведущие автопроизводители оснащают свои автомобили. Разрабатывается
первое электронное управление двигателем. В1983 Нельсон Пике на
автомобиле Brabham BMW становится чемпионом мира в гонках «Формула-1».
В Мюнхене строится здание штаб-квартиры концерна, а в Ашхайме
открывается первый контрольно-испытательный полигон. Для проектирования
новых моделей построен Научно-исследовательский центр. В 1970-е годы
появляются первые автомобили знаменитых серий BMW — модели 3-й серии,
5-й серии, 6-й серии, 7-й серии. В 1969 BMW переводит производство
мотоциклов в Берлин. Начинается выпуск новой серии
мотоциклов-«оппозитов». В 1976 на мотоцикле R100 RS впервые
устанавливается полноразмерный обтекатель. В 1983 выпускается одна из
самых популярных моделей мотоциклов — К100 с 4-цилиндровым рядным
двигателем с жидкостным охлаждением и впрыском топлива. В год столетия
мотоцикла, в 1985, завод в Берлине выпускает более 37 тысяч мотоциклов.
В 1989 происходит презентация мотоцикла K 1. В год воссоединения
Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce GmbH, возвращается к
своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и в 1991
представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на рынке
появляются спортивные компактные автомобили третьего поколения 3-й
серии и купе 8-й серии. Неплохим шагом для фирмы стала покупка в 1994
за 2,3 млрд. немецких марок промышленной группы Rover Group («Ровер
Групп»), а вместе с ней и крупнейшего в Великобритании комплекса по
выпуску автомобилей марок Rover, Land Rover и MG. С покупкой этой фирмы
список автомобилей BMW пополнился недостающими автомобилями сверхмалого
класса и внедорожниками. В 1998 приобретена британская компания
«Роллс-Ройс». С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW
включается надувная подушка безопасности для переднего пассажира и
система противоугонной блокировки двигателя. В марте этого же года
запускается в производство универсал (touring) 3-й серии. Среди
последних моделей мотоциклов 90-х годов следует выделить туристский
мотоцикл R100RT Classic, оснащенный багажными кофрами и подогревом
ручек руля. Другая модель из этого семейства R100GS PD также
предназначена для туристов. Эти мотоциклы одержали четыре победы в
международных ралли Париж — Дакар. Популярной моделью стала F650,
выпущенная в 1993. Кроме того, она оказалась вполне конкурентоспособной
по сравнению с японскими аналогами. В 1993 BMW начинает разработку
новых «оппозитов» R1100RS. (у этого мотоцикла впервые регулировалась
высота не только руля и подножек, но и седла), R1100GS (один из самых
мощных мотоциклов в мире). В 1994 были выпущены идентичные модели R850R
и R1100RT. Самым популярным из 4-цилиндровых мотоциклов BMW стала
модель K1100RS —туристский мотоцикл с обтекателем спортивного типа. Но
самый представительный и обустроенный мотоцикл — модель K1100LT,
оснащенная огромным обтекателем с электроприводом, регулировкой
ветрового стекла, большими багажными кофрами и антиблокировочной
тормозной системой. В настоящее время BMW, начавшаяся с маленького
авиамоторного завода, производит свою продукцию на пяти заводах в
Германии и двадцати двух дочерних предприятиях, разбросанных по всему
миру. Это одна из немногих автомобильных фирм, не использующая на
заводах роботов. Вся сборка на конвейере идет только вручную. На выходе
— только компьютерная диагностика основных параметров автомобиля. В
течение последних 30 лет только концернам BMW и Toyota удается работать
с ежегодно увеличивающейся прибылью. Империя BMW, три раза за свою
историю оказывавшаяся на грани краха, каждый раз поднималась и
достигала успеха. Для всех в мире концерн BMW — синоним высоких
стандартов в области автомобильного комфорта, безопасности, техники и
качества. |