Дайхацу» (Daihatsu Kogyo Co. Ltd.) - дочернее предприятие японской
компании Toyota («Тойота»), специализирующееся на производстве
автомобилей марки «Дайхацу». Штаб-квартира находится в Осаке.
В 1951 году, в ходе реорганизации компании Hatsudoki,
образовалась новая компания Daihatsu Kogyo Co., которая в настоящее
время выпускает легковые автомобили класса мини (Q-класс в Японии или
А-класс в Европе), малолитражные автомобили классов В и С (по
европейской классификации), компактные и средние внедорожники,
мини-вэны и малотоннажные грузовики. Однако, история Daihatsu
начинается гораздо ранее: ее отсчитывают с 1907 года, когда профессоры
Осакского университета Йошинки (Yoshinki) и Туруми (Turumi) основали
компанию по производству и продаже двигателей внутреннего сгорания
промышленного назначения. Компания получила название Hatsudoki Seizo
Co. и выпускала моторы, работавшие на природном газе. В 1919 году вышли
два прототипа грузовиков. Серийное производство началось только в 1930
году, когда Hatsudoki выпустила трехколесную модель HA, ставшую первым
в Японии автомобилем отечественного производства.
К 1957 году компания решила перейти на экспорт трехколесных
автомобилей Daihatsu, которые реализовывались очень быстро. На японском
рынке появился трехколесный микроавтомобиль Midget, завоевавший большую
популярность.
В октябре 1960 года увидел свет пикап Hi-Jet с 2-тактным
двигателем в 356 куб.см и двумя цилиндрами. В 1961 году вышел и
2-дверный фургон Hi-Jet, а в 1962 появился пикап New-Line, по размерам
превосходивший Hi-Jet и оснащавшийся двигателем объемом 797 куб.см с
водяным охлаждением. Второе поколение Hi-Jet увидело свет уже в 1963
году, а в 1966 появился 2-дверный легковой автомобиль Fellow.
В 1966 году Daihatsu Compagno стал первым японским автомобилем,
импортированным в Великобританию. Через год, в 1967, Daihatsu Kogyo
заключила соглашение (фактически означавшее уход под опеку) с Toyota
Motor. В 1968 году Daihatsu выпустила Fellow SS – мини-кар с 32-сильным
двухкарбюраторным двигателем; в индустрии компактных автомобилей это
была первая модель, способная конкурировать с 31-сильной Honda N360.
В 1971 году появилась хардтоп-версия модели Fellow, а через
год, в 1972 – 4-дверный седан. В то же время из соображений экономии
топлива мощность двигателя снизили с тогдашних 40 л.с. до 37. В
экспортном варианте Fellow назывался Daihatsu 360.
В 1974 году компания Daihatsu Kogyo переименовывается в Daihatsu Motor Company.
На базе Toyota Corolla в 1975 выпускается компактная модель Daihatsu Charmant.
В 1976 году появляется модель Cuore (Domino) с 2-цилиндровым двигателем
объемом 547 куб.см и первый выпущенный компанией полноприводный
внедорожник Taft (он оснащался целой гаммой двигателей – от литрового
бензинового до 2,5-литового дизельного). Годом позже вышла модель
Charade.
В 1980 году появилась коммерческая версия Cuore под
названием Mira Cuore, в 1982 году она была переименована в Mira, а
через год вышла ее турбо-версия.
В 1984 на смену модели Taft пришел внедорожник Rocky, а в Китае началась сборка автомобилей Daihatsu.
К 1985 году общее количество выпущенных за всю историю Daihatsu
автомобилей достигло 10 миллионов единиц, компания Alfa Romeo начала
выпускать Charade для итальянского рынка. В Европе мини-кары
пользовались большой популярностью, и продажи Daihatsu на европейском
рынке неуклонно росли.
В 1986 году в Китае началась сборка Charade, а также вышла новая модель
– 3-дверная Leeza, доступная также и в турбо-версии, развивающей
мощность в 50 л.с.
Новые модели Applause и Feroza были представлены в 1989 году.
В начале 90-х Daihatsu заключила технологическое соглашение с корейской
компаний Asia Motors и выпустила модель Sportrak. В марте 1990 года на
Mira нового поколения впервые и единственный раз в истории производства
компактных автомобилей была установлена система 4WS вместе с 4WD.
В 1992 году на смену модели Daihatsu Leeza пришла 3-дверная Opti, а в
Италии на совместном с Piaggio V.E. предприятии началось производство
Hijet. В 1993 году Charade Gtti заняла первое место в классе А-7 в
41-ом Safari Rally, а Opti получила 5-дверный вариант.
В августе 1995 года на японском рынке был представлен новый
компактный автомобиль Move. Его дизайн был разработан совместно с
итальянской компанией IDEA и отображал послабления в допустимых
размерах K-каров в сторону увеличения. При маленькой длине кузов Move
имеет высоту, позволяющую водителю ездить в высокой шляпе. Через год, в
1996 году вышла модель более традиционных размеров – Gran Move (Pyzar),
а также модели Midget II и Opti Classic с ретро-дизайном передней части
кузова.
1997 год – компании исполняется 90 лет, а количество
выпущенных за эти годы легковых автомобилей достигает 10 миллионов
экземпляров. Модельный ряд пополняет компактный полноприводной Terios,
а также Mira Classic с ретро-дизайном. Семейство Move дополнилось
моделью Move Custom.
В 1998 году компания празднует еще одну круглое число – общее
количество выпущенных автомобилей достигает 20 миллионов, появляются
модели Terios Kid, дебютировавший на международной выставке во
Франкфурте, легковой автомобиль повышенной проходимости в гамме
Daihatsu. Это небольшой, пятиместный автомобиль, вполне годится на роль
семейного автомобиля для поездок за город. Так же появились Sirion и
второе поколение Move, дизайн которого разработал Джорджетто Джуджаро
(Giorgetto Giugiaro), а в 1999 году к ним добавляются такие модели, как
Atrai Wagon, Naked и Mira Gino. Завод Тада получает сертификат ISO
9001.
В 2000 году сертификат ISO 14001 получают заводы Икеда, Шига
и Тада. Расширение модельного ряда продолжается – на этот раз новинками
становятся Atrai 7 и YRV, а в 2001 году – Max, обладающий теми же
техническими характеристиками, что и Move. Производство Move к этому
моменту достигает уже миллиона единиц. В Венесуэле совместно с Toyota
начинает выпускаться Terios, а на заводах в Японии достигается
минимальный процент выброса вредных веществ. Кроме этого,
разрабатывается новый катализатор Topaz.
В 2002 году появляется катализатор, который самостоятельно
регенерирует свои компоненты из ценных металлов. На рынке появляется
новинка – стильный родстер Copen.
На последних автосалонах во Франкфурте и Токио Daihatsu
представляла в основном концептуальные мини-автомобили, от
2,5-метрового 2-местного Micros-3L с кузовом типа тарга (верхние панели
крыши съемные), до 5-местного компактного 3,8-метрового однообъемника
YRV. Кубообразный EZ-U - концепция городского автомобиля с максимально
возможным размером салона для такого класса: при длине кузова 3,4 м у
него нет переднего и заднего свесов. Микрородстер Kopen - своего рода
уменьшенная реплика европейского Audi TT со светотехникой от New
Beetle. Вариант для настоящего бездорожья - концептуальный
мини-внедорожник SP-4 со сдвижной задней частью крыши и постоянным
полным приводом, дополненным "раздаткой". Серийная модель на базе SP-4,
по всей видимости, заменит ветерана Feroza.
Сегодня Daihatsu – компания с почти вековой историей,
философия которой заключается в корпоративном слогане: “We make it
compact”. В стремительно увеличивающемся автомобильном рынке именно
компактность будет ключевым понятием, как считают в Daihatsu. В классе
компактных мини-вэнов сейчас в Японии и Европе подлинный бум, и здесь
Daihatsu вне конкуренции. Автомобили компании в настоящее время
поставляются в более 100 стран мира.