«Додж» (Dodge Division), отделение американской корпорации «Крайслер»,
специализирующееся на выпуске легковых автомобилей, а также автомобилей
повышенной проходимости. Штаб-квартира в Хайленд-Парке (пригороде
Детройта).
Американцы Джон и Горейс Додж основали собственную фирму в
1914 году, на которой одними из первых начали производство автомобилей
с цельнометаллическими кузовами. «Компания братьев Додж» в 1914
приступила к выпуску собственного автомобиля. Небольшая фирма,
занимавшаяся ранее производством комплектующих для заводов Форда и
«Олдс Мотор», впитала все технологические новинки того времени, в том
числе фордовскую технологию стандартизации и поточной сборки (Генри
Форд даже предъявлял братьям судебные претензии, впрочем без успеха).
Первая машина Dodge Brothers, которую позже шутливо прозвали «Старушка
Бетси», покинула завод 14 ноября 1914 года - а вслед за ней до конца
года Доджи произвели еще 249 точно таких же автомобилей. У каждого из
них на верхнем бачке радиатора красовалась фирменная эмблема компании –
земной шар, помещенный в центр звезды Давида: братья помнили свои
корни.
К 1920 году компания занимала второе место по выпуску автомобилей после
«Форда»), но в том же 1920 оба брата скончались, и новым главой
компании стал Фред Дж. Хейнс. Состояние братьев Додж было солидным – по
20 с лишним миллионов у каждого. Кроме того, наследники братьев (а
кроме вдов у них никого не осталось), получили по 50% уставного
капитала. Но обе вдовы предпринимательскими талантами не владели, и
компания пошла на спад. Уже в 1928 году Dodge Brothers была куплена
набравшим силу Уолтером Крайслером, который в то время сколачивал свою
собственную автоимперию, скупая все автозаводы без разбора. Прочные
автомобили «Додж» с честью выдержали испытания Первой мировой войной,
когда их использовали как штабные и санитарные автомобили.
В 1928 концерн Dodge вошел в состав корпорации «Крайслер» и автомобиль
Dodge стал торговой маркой Chrysler. Сегодня, наряду с легковыми
автомобилями, под маркой Dodge изготовляются также внедорожники,
минивэны и пикапы. Логотип "Dodge" регулярно менялся, но чаще всего
(как и в настоящее время) в эмблеме фигурировала... баранья голова. Как
считают некоторые специалисты, "виной" тому одна из моделей Dodge,
изогнутый выхлопной коллектор которой напоминал витые рога горного
барана...
Завод Dodge в Аргентине был продан в 1980 году Volkswagen. Существовал
ряд дочерних и совместных — с долевым участием Dodge — компаний,
выпускавших грузовые Dodge в Великобритании, Индии, Австралии и Турции.
Однако, в рамках курса на консолидацию, проводимого фирмой Chrysler эти
фирмы вышли из сферы влияния этой американской корпорации.
В составе корпорации Chrysler Dodge выделяется своим
спортивно-внедорожным имиджем. Легковая программа Dodge полностью
копирует таковые от Chrysler и Plymouth, зато внедорожники фирмы
выпускаются лишь под одной маркой. Может быть, благодаря этому факту, а
также несомненной внешней привлекательности моделей Dakota, Durango и
Ram, имя Dodge ассоциируется с внедорожниками и, конечно же, спортивный
суперавтомобиль (родстер) Viper, выпускающийся и как спортивное купе.
Dodge Caravan, переднеприводный минивэн с поперечно
расположенным двигателем, появился в модельной программе Chrysler в
1984 году и произвел настоящую революцию на автомобильном рынке.
Концепт был уникальным и в то же время настолько практичным, что в
короткое время завоевал большое количество поклонников. В Европу
автомобиль поставляется под именем Chrysler Voyager. Наряду с Jeep
Grand Cherokee модель является самым продаваемым "американцем" на
европейском континенте. Dodge Caravan соответствует аналогичным моделям
Chrysler Town & Country и Plymouth Voyager.
Разработка "Dodge Viper" (или "Chrysler Viper" в Европе — по
имени родительской компании для "Dodge") духовного наследника Cobra,
была санкционирована президентом корпорации "Chrysler" Бобом Лутцем
(Bob Lutz) в 1989 году. Прототип новой модели стал звездой на
международном автосалоне в Детройте в 1989 году. Окончательный вариант
модели "Viper RT10" был готов в 1991 году. Выпустив спортивную модель
Viper GTS, концерн Chrysler продемонстрировал свое намерение активно
участвовать в автоспорте. На Детройтском автосалоне 2000 г. был показан
прототип Viper GTS/R с 500-сильным мотором V10, развивающим
максимальную скорость около 320 км/ч.
Концерн Chrysler, выпустив в январе 1992 года автомобили Dodge
Intrepid, заставил многих изменить свое отношение к американским
автомобилям. Рестайлинг пять лет спустя сделал его отличным от аналога
Concord в модельном ряду Chrysler. Современные модели дополняет
спортивная комплектация Intrepid FVT. В модельном же ряду Dodge -
Intrepid является единственным автомобилем высокого класса.
Dodge Neon преемник Shadow, переднеприводный седан
Golf-класса, впервые был представлен во Франкфурте-на-Майне в 1993.
Параллельная модель марки Plymouth Neon. В Европе под маркой Chrysler.
Самый дешевый автомобиль в производственной программе фирмы,
быстроходный и комфортабельный (под лозунгом "для молодых"). В январе
1999 в Детройте — новая версия с измененным дизайном передней части и
модифицированной подвеской.
Двухместное переднеприводное купе Dodge Avenger впервые было
представлено зимой 1994, дебютировало одновременно с Chrysler Sebring и
является его конструктивным аналогом.
Dodge Stratus, переднеприводный седан с поперечно расположенным
двигателем (преемник модели Spirit). Впервые в качестве прототипа был
представлен в Детройте и Лос-Анджелесе в январе 1994. Весь облик машины
поражает цельностью и законченностью, и не зря этот автомобиль, только
под маркой Chrysler, довольно успешно продается в Европе. Премьера
новых моделей Stratus 2001 модельного года состоялась на автосалоне в
Чикаго зимой 2000 г. С появлением новинки решено отказаться от названия
Avenger.
Высокомощный и крупногабаритный многоцелевой автомобиль
повышенной проходимости (внедорожник) Dodge Durango с отключаемым
полным приводом (преемник модели Ramcharger) впервые был представлен в
Детройте в январе 1997. Этот комфортабельный джип с мощным V-образным
восьмицилиндровым мотором может составить серьезную конкуренцию
популярному «Гранд Чероки».
Очень успешно продвигаются на рынке пикапы «Дакота»,
выпускаемые грузовым отделением, и завоевавшие титул «спортивного
грузовика года» в 1996 году. С 1997 года в свет выходит второе
поколение Dodge Dakota. Созданный на жесткой лонжеронной раме,
автомобиль конкурирует с грандом жанра Ford F-150. Агрессивный мощный
кузов с выразительными подштамповками на дверях и боковых панелях ясно
говорит о характере автомобиля.
Только в США и Канаде по итогам 1999 г. было произведено
1561,4 тыс. различных моделей Dodge. Около 1080 тыс. единиц из них
составили пассажирские модели Neon, Stratus, Avenger, Intrepid,
Caravan, Durango и Viper.
Существенное обновление производственной программы Dodge в
2001 году. Появление новые моделей Stratus и Stratus Coupe (вместо
Avenger), минивэны Caravan/Grand Caravan, а также несколько спортивных
модификаций под индексом R/T. А также обновление вседорожника Durango.
На автосалоне в Чикаго дебютировал полноразмерный пикап Dodge Ram
нового поколения. Ram предыдущего поколения появился в 1993 году и стал
настоящим откровением в стилистике и формообразовании полноразмерных
пикапов. До сих пор он носит неофициальное звание самого
привлекательного и стильного легкого грузовика в США. Неоднократно
модернизировавшиеся с тех пор пикапы Ford и Chevrolet так и не смогли
превзойти Dodge по красоте и лаконичности дизайна.