Шведский концерн Scania CV AB является одним из мировых лидеров в
производстве тяжелых грузовиков и автобусов.Это международная
корпорация, работающая в более чем ста странах мира. Девяносто семь
процентов продукции продается за пределами Швеции. C момента создания
компании было выпущено более 1 000 000 грузовиков и автобусов!
Компания была образована в 1901 г. на базе шведского филиала
английской компании Humber, выпускавшего велосипеды. И, нужно сказать,
велосипеды эти были отменного качества: за прочность, надежность и
устойчивость они получили прозвище «табуретки на колесах». Предприятие
располагалось в небольшом городе Мальмена на юге страны. И само
название – Scania – отразило этот географический факт: оно обозначает
принадлежность к южно-шведской области Скана.
В том же 1901 г. Scania выпустила свой первый легковой
автомобиль, а в конце следующего года – и первый грузовик. Его «отцы» –
инженеры Антон Свенссон и Рейнгольд Торнссин долго спорили, где же
разместить двигатель. Один считал, что его нужно установить спереди,
другой – сзади. В итоге была найдена «золотая середина» – и в
переносном, и в прямом смысле слова: 2-цилиндровый 12-сильный мотор
разместили в средней части шасси, под сиденьем водителя. Машина эта
могла перевозить полторы тонны груза со скоростью до 15 км/ч. В
последующие несколько лет 3-3,5-тонные грузовики cтроились в
ограниченном количестве.
Интересно, что в 1902 г. одновременно с первенцем Scania свой
первый грузовик выпустила другая шведская фирма – предприятие Vabis в
г. Седерталье, строившая до тех пор железнодорожные вагоны.
В 1911 г. в резульате слияния этих предприятий, образовалась
компания Scania-Vabis, которая сосредоточила основное внимание на
производстве автомобилей. В первый же год она выпустила 40 легковых
машин, 23 грузовика и один автобус, что по тем временам было немало.
Два года спустя на заводе в Седерталье возник сильный пожар,
уничтоживший почти все технологическое оборудование. Взамен сгоревшего
установили самое современное оснащение, полностью обновили станочный
парк. И не в последнюю очередь благодаря этому Scania-Vabis во время
Первой мировой войны успешно выполняла многочисленные заказы для армии.
В 1921 г. Scania-Vabis была объявлена банкротом и коренным
образом реорганизована. В 1925 г. пришлось отказаться от выпуска
легковых машин и направить все силы на более рентабельное производство
грузовиков и автобусов.
Особенно хорошо пошла продажа автобусов, и в 30-е годы
компания изготовила их уже вдвое больше, чем грузовых машин. Высокой
популярностью пользовался запущенный в серию в 1932 г. автобус Bulldog.
Он имел еще только входившую тогда в моду прогрессивную вагонную
компоновку: выступающего спереди капота не было, а водитель
располагался непосредственно в передней части кузова, справа от
двигателя. (В те годы в Швеции еще существовало левостороннее
движение). В результате при той же общей длине, что и у капотного
автобуса, полезная вместимость машины стала больше. Вдохновленные
успехом автобуса, конструкторы начали выпускать и грузовики подобной
компоновки – с кабиной над двигателем.
На грузовиках стали активно применять дизельные двигатели,
более экономичные, чем их бензиновые собратья. Не осталась в стороне от
этого процесса и фирма Scania-Vabis. Уже в 1931 г. она приступила к
выпуску машин, оснащенных 80-сильными моторами Hesselman, а в 1936 г.
перешла на дизели собственного производства.
В годы Второй мировой войны в Европе было туговато с бензином, и во
всех странах получили распространение газогенераторные автомобили,
работавшие на... древесных чурках. Сгорая в специальной «печи» –
газогенераторе при ограниченном доступе кислорода, они выделяли горючий
газ, поступавший в цилиндры двигателя. Такие грузовики стала выпускать
и Scania-Vabis. В этот период фирма пересмотрела приоритеты: основой
производства стали не автобусы, а грузовые машины. Выполнялись и
различные военные заказы, в частности, строились танки и
бронетранспортеры. Компания успешно развивалась.
В 50-е гг. была принята новая стратегия фирмы. Началось активное
продвижение на зарубежные рынки. Выпуск грузовиков увеличивался. В 1959
г. произвели 4500 машин – втрое больше, чем в предвоенном 1940-м.
В 1962 г. построили завод грузовиков и автобусов в далекой
Бразилии, в г. Сан-Пауло. Два года спустя компания расширила свое
присутствие и в Европе: начался выпуск грузовиков в Голландии, в г.
Цвелле.
Полным ходом шло и техническое совершенствование автомобилей.
Турбодизели появляются на машинах Scania-Vabis в 1959 г. Вскоре
начинают применяться кабины, специально испытанные на прочность, что
заметно повышало их безопасность в случае аварии. В 1969 г. было
выпущен новый 14-литровый турбодизель DS 14, в котором воплотилась идея
двигателя, работающего на низких оборотах. Это повышало долговечность и
экономичность мотора, а также снижало его шумность.
В том же году компания объединяется с соотечественником –
фирмой Saab, выпускающей легковые автомобили и самолеты. Так
образовался концерн Saab-Scania. С этого времени грузовые автомобили и
автобусы изменили свою марку: вместо Scania-Vabis они стали называться
просто Scania. А совместное производство в дальнейшем распалось, и с
1995 г. Scania снова стала самостоятельной компанией.
В 70-е годы продолжалось успешное наступление на зарубежные
рынки. В 1976 г. вступило в строй предприятие в Аргентине, в г.
Тукумас. А за ним последовали и заводы в других странах, в том числе в
США, Мексике, Австралии...
В следующем десятилетии компания стала лидером в производстве
тяжелых грузовиков. Весь предшествующий опыт Scania сконцентрировался в
автомобилях так называемой 2-й серии, выпуск которых был развернут в
1980 г. Это были машины полной массой от 16,5 до 32 т. Они оснащались
двигателями объемом 8, 11, 14 л. С 1982 г. на этих турбодизелях стали
устанавливать интеркулеры, т. е. систему промежуточного охлаждения
воздуха наддува. Это увеличило мощность и снизило расход топлива.
Кроме всего прочего, машины 2-й серии имели новую, выразительную
внешность, разработанную знаменитым итальянским автомобильным «кутюрье»
– стилистом Джорджо Джуджаро.
В 1987 г. появились грузовики Scania 3-й серии. Их полная
масса составляла 17–32 т. На них устанавливались турбодизели рабочим
объемом 9, 11 и 14 л. В следующем году на 14-литровом дизеле впервые в
Европе применили систему электронного впрыска топлива – EDS. И не
случайно машины этой серии были отмечены престижным званием лучшего
европейского грузовика 1989 г. – «Truck of the Year'89». Однако
конструкторы не почивали на лаврах и продолжали совершенствовать
автомобиль. В 1990г. на нем появляется новаторский турбокомпаундный
дизель, имеющий рекордный КПД – 46 %. В 1991 г. появились бескапотные и
капотные модификации с улучшенной аэродинамикойф, и с соответствующим
названием – «Streamline» («Обтекаемый»). Сниженное сопротивление
воздуху уменьшило расход топлива на 4-5%.
В 1996 г. появились машины новой, 4-й серии, полной массой от
18 до 48 т., которые были отмечены почетным титулом – «Truck of the
Year'96». И также продолжали совершенствоваться. Сегодня они имеют
двигатели, соответствующие экологическим нормам Euro 3, дисковые
тормоза, автоматизированные системы переключения передач Opticruise и
многое другое. А недавно фирма выпустила машину Griffin – недорогую и
прочную модификацию, специально разработанную для эксплуатации в
условиях стран СНГ.
В 2003 Scania не ограничилась обычным рестайлингом и
представила совершенно новую кабину с увеличенным пространством позади
водителя - Longline. Новая кабина будет устанавливаться исключительно в
комбинации с 580-сильным двигателем V8 и поступит в продажу в сентябре.
Напомним, что в 2002 году на выставке коммерческого транспорта в
Ганновере Scania представила концептуальную разработку - тягач с
кабиной-квартирой. Это машина вызвала огромный интерес у клиентов и
журналистов всей Европы и, спустя год, серийная модель поступает в
продажу. Кабина Longline идеально приспособлена для многодневных
поездок и позволит водителю избежать каких-либо бытовых неудобств. Это,
в свою очередь, должно положительно отразиться на качестве перевозок.
Производство кабин Longline будет осуществляться на заводе компании
LaxЕ Special Vehicles.