«ГАЗ», «Горьковский автомобильный завод» (GAZ), российская фирма по
производству легковых автомобилей марок «Волга», «Чайка», а также
грузовиков. Штаб-квартира находится в Нижнем Новгороде (до 1991
назывался Горький).
ГАЗ — одно из крупнейших российских (до распада СССР —
советских) предприятий автомобильной промышленности. Эмблема завода,
принятая в 1950 году, повторяет часть древнего герба Нижнего Новгорода
с гарцующим оленем. Детали эмблемы с годами варьировались.
Завод вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его
конвейера сошел первый 1,5-тонный грузовик ГАЗ-АА и легковой ГАЗ-А. В
довоенные годы на заводе были созданы две модели легковых автомобилей:
ГАЗ-1 (в просторечии «эмка») и «Пикап». В годы Великой Отечественной
войны работа предприятия целиком подчинялась нуждам фронта.
После окончания войны на заводе была налажена работа по
созданию новых моделей легковых автомобилей. Первой появилась
знаменитая «Победа» ГАЗ-20 ( мощность двигателя 50 л.с., скорость 105
км/ч), а также ГАЗ-12 и ГАЗ-69.
1956 ознаменовал новый этап в развитии завода — на смену
«Победе» пришла «Волга» ГАЗ-21. А с 1959 начался выпуск более
современной и комфортабельной модели «Чайка» ГАЗ-13 с двигателем
мощностью 150 л.с. (в последующие годы мощность модели ГАЗ14 достигла
220 л.с.).
В 1969 вместо старой «Волги» было освоено производство новой модели ГАЗ-24.
После распада Советского Союза ГАЗ одним из первых сумел адаптироваться к новым рыночным условиям.
В начале 90-х годов была создана модель 3102, оснащенная
двигателем мощностью 100 л.с., а в 1997 заводские инженеры, подвергнув
ее конструктивному обновлению, разработали современную базовую модель
«Волга-3110» с двигателем мощностью 100-150 л.с.
Кроме того, в 1997 было заключено соглашение между ГАЗ и
итальянским концерном ФИАТ о создании совместного предприятия под
названием «Нижегород-моторс» по сборке легковых автомобилей трех
фиатовских марок. Из-за кризиса 1998 ГАЗ, хотя и приспособился к новым
экономическим условиям намного лучше большинства российских
автомобильных предприятий, также столкнулся со сложностями.
В 1999 г. конвейер завода покинули 125486 легковых автомобиля.
В конце года появился новый заднеприводный седан ГАЗ 3111. Автомобиль
создан при тесном сотрудничестве с американской компанией Venture,
значительно отличается от своих предшественников. Длина
комфортабельного салона увеличена на 120мм.
В 2000 и 2001 гг. для сборки машин введены в строй новые
промышленные мощности, для создания которых была привлечена помощь ряда
западных компаний и нескольких десятков фирм из России и стран СНГ.
Вместе с тем недостаток финансовых средств заставил отодвинуть сроки
внедрения ряда перспективных моделей. Все большее число
машинокомплектов отправляются на дочерние предприятия. Автомобили с
маркой ГАЗ начнут собирать в Ингушетии, Белоруссии, Украине.
В настоящее время в производственной программе автозавода
доминирует седан ГАЗ-3110 и его модификации. На их долю приходится
более 80% общего выпуска. Архаичные 90- и 100-сильные двигатели
семейства ЗМЗ-402, ведущие свою родословную с 1958 г, постепенно
уступают место более совершенному 2,3-литровому агрегату ЗМЗ-4062.10,
развивающему 145 л.с.