«ФИАТ» (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino), крупнейшая
итальянская автомобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные
автомобили, грузовики, различную промышленную и сельскохозяйственную
технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску
аэрокосмической продукции. Штаб-квартира находится в Турине.
Компания была основана в 1899 группой инвесторов, среди
которых был Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), и начала сборку
автомобилей по лицензии «Рено» с двигателями «Де Дион». В организацию
производства Аньелли с самого начала привнес свои социалистические
идеалы о возможности сотрудничества между предпринимателями и рабочими.
В 1903 в Италии были отменены тарифы на импортную сталь, что привело к
быстрому расширению производства: появились оригинальные легковые
такси, грузовики, и автобусы, началось и производство двигателей для
самолетов и судов.
Автомобили Фиат, предназначенные для элитных покупателей,
достигли постоянной популярности не только на итальянском, но и на
мировом рынке. В то же самое время бренд "Фиат" завоевал признание и в
автомобильных гонках, финишировав во главе с такими марками как
"Lancia", "Storero", "Miller" и "Nazzaro".
Впервые в Европе автомобильная компания ФИАТ громко заявила о себе как
об оригинальном производителе моделью S61 с 10,5-литровым мотором,
победив на гонках Гран-При во Фрацнии в 1911 году.
Вскоре Джованни Аньелли сделал вывод о том, что необходимо
двигаться вперед от кустарного производства к промышленному и в 1912 г.
развернул серийное производство автомобилей под маркой F.I.A.T. Он же
одним из первых понял, что каждому автопроизводителю необходим свой
стиль, разрабатывать который должен художник-стилист.
Первопроходцем этой идеологии стала модель Tipo Zero 1912 г. Дизайн
автомобиля оригинальностью не отличался и был схож с моделями других
фирм. И чтобы придать «лицу» машины индивидуальность, Аньелли обязал
своих мастеров разработать шесть разных облицовок радиатора. F.I.A.T. и
Alfa Romeo первыми начали заказывать кузова для своей серийной
продукции у таких мастеров, как Локати и Торетта (Locati &
Toretta), а затем у Загато и Туринг (Touring).
С самого начала Фиат наладил производство и выпуск продукции
за рубежом. Примером этому может служить завод "Poughkeepsie" в
Соединенных Штатах Америки, который был открыт в 1909 году.
Данный подход полностью отражал взгляды Джованни Аньелли, уже
планировавшего развитие методов по усилению контроля над системой
производства. Результатом этого стал проект "Lingotto" - в те дни самый
большой автомобильный комплекс в Европе, начавший выпуск продукции в
1922 году.
Этот проект был основан на определенной стратегии: сделать автомобиль,
предназначенный не для элиты и доступный лишь единицам, а автомобиль
массового производства. Это было выполнено благодаря совершенно новым
принципам индустриальной организации производства, основанной на
сборочной линии конвейрного типа.
Первая мировая война вывела ФИАТ в лидеры итальянского автомобильного
производства. К началу 1920-х годов ФИАТ уже становится крупнейшей
компанией Италии. Во многом способствовал этому и умелый администратор
компании Витторио Валлетта. Но в 1919-1920 годы ФИАТу и лично Аньелли
пришлось пережить ряд мощных забастовок, сопровождавшихся захватами
предприятий и служебных помещений. Лидерами восставших рабочих были
коммунисты Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Производство было
фактически разрушено. После прихода к власти Муссолини Аньелли
возвращается к руководству. В 1927 создается холдинг IFI,
предназначенный для управления ФИАТом. Главенствующую роль в холдинге
играет и по сей день семья Аньелли.
В 1932 году состоялся дебют "Balilla" производство которых скоро достигло количества 113 000 штук.
В 1936 появляется «Тополино» (Topolino, или «ФИАТ-500»),
двухместный автомобиль с двигателем рабочим объемом 569 см3, самый
миниатюрный автомобиль в мире, запущенный в массовое производство.
Сначала были придуманы форма и объем кузова, а лишь после этого инженер
Данте Джакоза (Dante Giacosa) стал обдумывать порядок расположения под
ним всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами,
сконструировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в
лонжеронах для снижения веса. Необходимая жесткость приобреталась
только после прикрепления к раме наклонного кузова. Этот знаменитый
автомобиль с 1936 по 1955 был продан в количестве 519 000 штук.
Разнообразные модели этой машины были предназначены для того, чтобы
повысить к ним интерес в Италии и тем самым вызвать общий рост числа
автомобилей.
Во время Второй мировой войны предприятия ФИАТ были значительно
разрушены, а после освобождения Италии национализированы. Впрочем,
Витторио Валетта продолжал фактически руководить компанией.
После войны с конвейра, когда начался производственный бум, начала
сходить масса новых моделей: двухдверный седан Фиат 500, универсалы
Фиат 1100 B и 1500 D, а годом позже и Фиат 500 C, 1100 E и 1500 E.
50-е годы начались с запуска в производство Фиат 1400, модели с несущим
кузовом, который, начиная с 1953 года, был первым итальянским
автомобилем, предлагавшемся также и в дизельной версии. В том же году
на "Mirafiori" выпустили седан 1100/103 и универсальный 103 TV. Через
полдесятилетия маленькие "Seicentos" и "Cinquecentos" изменят лицо
Италии, сделав автомобиль доступным каждому. Выпущенные миллионами, эти
автомобили представили итальянцев остальному миру и стали символом
экономического чуда, воплощенного в индустриальном преобразовании
страны.
В начале 60-х годов компания опять приватизируется. Во главе концерна
становятся внуки Дж. Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший,
привнеся новые подходы к организации производства. Учитывая
дальновидную интуицию управленческого персонала, компания выпустила
малолитражный автомобиль Фиат 850, произведенных в количестве 3
миллионов штук. В 1966, Джованни Аньелли, внук основателя, стал
Председателем компании и инициировал ряд проектов, позволяющих укрепить
позиции компании на мировом рынке.
Именно в 1966 году Фиат подписал соглашение с Союзом Советских
Социалистических Республик по строительству Волжского автомобильного
завода ВАЗ в г. Ставрополе-на-Волге, не без иронии переименованном
коммунистической властью в честь Тольятти, едва не погубившего ФИАТ в
20-е годы. Производственные мощности ВАЗа составляли 2000 машин 124 в
день.
ФИАТ прочно вошел в нашу жизнь со строительством Волжского автозавода,
который дал стране много миллионов легковых автомобилей, огромное
количество рабочих мест на головном заводе и заводах-смежниках.
Фиатовскую модель ВАЗ выпускает и до сих пор. Ведь “2105” и “2106” по
техническому содержанию почти близнецы 124-го “фиата” . Так что можно
смело говорить об этом концерне как о “шефе” советской легковой
автопромышленности. Невозможно представить себе сегодняшние автострады
и улицы городов без “Жигулей”. Мало того, когда “русские фиаты”
продавались за рубежом (в экспортном исполнении), благодаря более
низкой цене они успешно конкурировали с “итальянцами”. Да и сейчас
средний класс общества нацелен на автомобили ВАЗ, причем многие
предпочитают “классику”, то есть ФИАТ-124 в прошлом.
ФИАТ-124 был признан автомобилем года аж в 1967 году — 30 лет назад. Удачная модель!
В 1969 в ФИАТ входит компания «Ланча». В то же самое время, параллельно
появлению различных моделей, начиная с "Dino" и заканчивая 128, 130,
127 и 126 сериями, Фиат строил заводы по производству автомобилей в
Южной Италии, Польше и Бразилии, распространяя по всему миру
итальянское автомобильноеноу-хау, включая и опыт, полученный после
приобретения таких известных брендов, как "Autobianchi" и "Lancia".
В течение периода, охватывающего нефтяной кризис 70-х годов, акцент был
сделан на улучшении готовой продукции и производственных процессов, что
помогло добиться более высокого уровня автоматизации и наладить выпуск
с помощью более эффективных методов автомобилестроения.
Производство "Ritmo", начатое в 1978 году благодаря "Robogate",
революционной системе автоматизации, вывело компанию на новый уровень
развития. Поворотным же моментом в истории автомобильного концерна
"Fiat" стал 1983 год, когда впервые был выпущен знаменитый "Uno",
автомобиль, предложивший широкую гамму нововведений: в электронике, в
использовании альтернативных материалов, устройстве двигателя и т.д.
В 1980 году в Женеве был представлен компактный автомобиль
FIAT Panda. За 20 лет производства компания FIAT предложила 60
вариантов модели Panda. Общее количество выпущенных машин – 4 млн.
штук. Несмотря на свой весьма непритязательный вид, Panda была
разработана в ателье ItalDesign под руководством маэстро Д. Джуджаро.
Сегодня эта модель является одной из самых дешевых в Западной Европе.
FIAT Uno дебютировал в марте 1983 года в Женеве. Именно модельный ряд
"номер один" - Uno оставался самым популярным на Апеннинском
полуострове в течение более чем десятилетия. FIAT Uno снят с конвейера
в Италии в мае 1995 года и передан для производства на польский завод
FlAT-Polsca (бывший FSM) в г. Бельско-Бяла, турецкое подразделение
TOFAS-FIAT, а также египетский филиал El Nasr, где эти модели
производят и поныне. На итальянском конвейере FIAT Uno сменил наследник
- FIAT Punto.
Большой переднеприводный Фиат Croma, представленный главным
итальянским автопроизводителем в декабре 1985 года, хэтчбек со
ступенчатой задней дверью, удобным и вместительным багажником, так
называемый "двухсполовинойобъемный", эта модель была спроектирована на
единой, как ее тогда называли, "общеевропейской" платформе "TIPO 4", на
которой еще базировались Lancia Thema, SAAB 9000 и Alfa Romeo 164.
Модель Croma продержалась на конвейере до 1996 года, когда спрос на нее
совсем упал, и FIAT счел ненужным продолжать свое присутствие в этом
классе.
В 1986 году Группа Фиат приобретает "Alfa Romeo" и его
отделения, таким образом, усиливая свои позиции на мировом рынке.
Политика компании позволила в скором времени представить на рынке новую
модель Alfa 164, что нашло отклик в сердцах горячих поклонников
легендарной марки. Вслед за Alfa 164 последовала серия моделей, среди
которых была и Alfa 156, выпуск которой наладили в 1997 году и ставшая
Автомобилем Года.
Пятидверный хэтчбек Tipo дебютировал в январе 1988-го, четырехдверный
обтекаемый трехобъемный шестиоконный седан Tempra - в феврале 1990
года, пятидверные универсал Tempra Station Wagon (также он назывался
FIAT Tempra) и фургон РИТ Marengo - в мае 1990-го. Эти модели выполнены
на единой платформе, однако их дизайн несколько отличен. На той же
технологической платформе концерн FIAT выпустил и сходные по размерам,
но более дорогие и престижные модели сегментов С и D - Lancia Delta и
Alfa Romeo 33, и Lancia Dedra с Alfa 155.
Внешностью Tipo напоминает увеличенный в масштабе предыдущий бестселлер
рынка - FIAT Uno, и все же престижный титул "Автомобиля 1989 года"
достался именно ему. Однако широкого признания на рынке Tipo так и не
получил. В октябре 1995 года модельный ряд Tipo и Tempra заменен в
Италии на семейства моделей Bravo/Brava и Магеа.
Punto/Sporting переднеприводный автомобиль особо малого класса
(3- и 5-дверный хэтчбек). Самый популярный в классе, 17 базовых моделей
(в т.ч. кабриолет). GT - наиболее мощная модификация. Дебют - осень
1993. Новое поколение этой модели - июль 1999.
Спортивное купе Fiat Coupe на базе Fiat Bravo одна из самых
дешевых моделей подобного типа. Coupe Turbo - наиболее мощная
модификация с высокими динамическими характеристиками и макс. скоростью
250 км/ч, конкурент компрессорного Merсedes-Benz CLK и Porsche Boxter.
Впервые модель была представлена в ноябре 1993. Летом 2000 г. на
Туринском автосалоне была показана новая комплектация Coupe 2,0 20V
Turbo Plus с 220-сильным мотором и 6-ступенчатой коробкой передач.
FIAT Ulysse, минивэн с поперечным расположением двигателя и передним
приводом. Производится совместно Peugeot/Citroеn и Fiat/Lancia.
Премьера обширного семейства 7-8-местных однообъемных универсалов
повышенной вместимости в рамках совместного проекта U60 компании FIAT и
концерна PSA состоялась в январе 1994 года. Производство всех моделей,
основанных на общей платформе, ведется на новом заводе NordSEVEL на
севере Франции.
В начале 1996 года на рынке были представлены грузовое и
грузопассажирское семейство (U64) мини-фургонов FIAT Scudo/Citroen
Jumpy/Peugeot Expert, унифицированных по ходовой части и частично
кузовам с мини-вэнами семейства U60. Платформа U64 заменила
короткобазную модель FIAT Talento.
Впервые Fiat Barchetta был представлен весной 1995 на автошоу
в Женеве и признан самым красивым кабриолетом салона. Это
переднеприводный спортивный кабриолет — спайдер с открытым или жестким
снимаемым верхом; изготавливается на базе Fiat Punto, совместная
разработка компании Fiat и дизайнерского ателье Pininfarina.
Летом 2000 г. на Туринском автосалоне была показана "люксовая" комплектация Barchetta Riviera.
Fiat Bravo/Brava, автомобили класса С с поперечным расположением
двигателя и передним приводом. Последнее поколение хэтчбеков
Golf-класса (сегмент С, по европейской классификации) концерн FIAT
представил в сентябре 1995 года. И очень удачно - двуединый Bravo/Brava
завоевал почетный титул "Автомобиль 1996 года".
Fiat Marea модель европейского класса D, созданнаяна платформе
Brava, однако длиннее и просторнее последней. "Люксовый" вариант HLX
имеет водительское сиденье с электроприводом регулировок, две боковые
подушки безопасности и стерео-аппаратуру класса "hi-fi" с шестью
динамиками. Впервые модель быда представлена в июле 1996. В 1998
специально для России была разработана «арктическая» версия Fiat Marea.
FIAT Palio(Siena — аргентинская модификация Fiat Palio)
компактный автомобиль малого класса.
Впервые модель была представлена в 1996. Первоначально автомобиль
производили в Бразилии, с 1997 — в Аргентине и Польше. В 1997 начался
выпуск модели с кузовом универсал. В 1998 универсал Fiat Palio стали
поставлять на европейский рынок. В 2000 г. к универсалу Weekend
присоединились 3- и 5-дверные хэтчбеки Palio.
В марте-апреле 1998 в Турине был представлен FIAT Seicento, автомобиль
особо малого класса. Как и Panda, эта машина относится к европейскому
размерному классу А. Производится в Польше, реализуется на европейском
рынке. Производятся базовые версии: Young, S, SX, Citymatic, Suite,
Sporting, а также электромобиль Seicento Elettra.
Впервые модель Multipla была представлена осенью 1998. Это
минивэн среднего класса - первый в своем классе автомобиль подобного
типа. Возрожденное название многоместного компактного автомобиля 50-х
годов. Летом 2000 г. появилась новая серия Special с более высоким
уровнем оснащения.
В октябре 2000 компания выпустила грузопассажирскую модель
Doblo на автосалоне в Париже. Эта машина предлагается как в
пассажирском, так и в грузовом исполнении (Doblo Cargo).
В Италии Stilo продается с 6 октября 2002 года. Трехдверный хэтчбек,
который приходит на смену модели Bravo, адресуется поклонникам активной
езды. В свою очередь, пятидверный автомобиль (он сменяет Fiat Brava) -
это "семейный" вариант. Fiat Stilo будет выпускаться в течение шести -
семи лет. Общий планируемый объем производства - 2,5 миллиона машин.
Концерн постепенно приобретал обанкротившиеся фирмы и сегодня
под “крышей” ФИАТа собрались и FERRARI, и LANCIA, и ALFA ROMEO.
Принадлежат ему и несколько тракторных заводов.Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream