Isuzu - японская автомобильная компания, один из крупнейших в мире производитель средних и тяжелых грузовиков и автобусов.
История компании началась в 1916 году, когда была образована
промышленная группа Tokyo Ishikawajima Shipbuilding and Engineering
Co., приступившая к производству автомобилей. Первые легковые машины по
образцу английской "Успели" компания собрала в 1916 году. Начало сборки
грузовиков на заводе компании было положено в 1918 г. Первая выпущенная
модель называлась A-9. Целиком японская конструкция родилась на
"Ишикавадзима" в 1928 году. Все модели этой фирмы назывались "Сумида".
После слияния в 1933 году Ishikawajima Automotive Works с компанией Dot
Automobile Manufacturing Inc. альянс получил название to Automobile
Industries Co., Ltd., а выпущенный в том же году для министерства
торговли и промышленности грузовик получил название Isuzu – как
утверждается, в честь одной из рек Японии. В следующем, 1934 году,
Automobile Industries Co. основала комитет по исследованиям в области
дизельных двигателей – это было частью рабочей политики тогдашнего
президента компании Tomonosuke Kano. И уже через два года, в 1936, на
свет появился первый в Японии дизельный двигатель с воздушным
охлаждением – DA6. Это было крупным прорывом в истории развития
дизельных двигателей в Японии. А в 1937 году Automobile Industries
объединилась еще с двумя компаниями и сменила название на Tokyo
Automobile Industries Co., Ltd.
После окончания второй мировой войны, в октябре 1945 года,
возобновилось производство бензинового грузовика TX40 и дизельного
грузовика TU60. Грузовики TX61 широко использовались в послевоенной
Японии во время ее восстановления из руин.
В 1949 году компания получила свое нынешнее название Isuzu Motors Limited.
В 1950 году компания Isuzu разработала первый в Японии дизельный
двигатель V8 с водяным охлаждением DA80, а также создала камеру
сгорания с непосредственным впрыском с улучшенной конструкцией, которая
вызвала интерес в автоиндустрии благодаря своим улучшенным
характеристикам.
Заключив в 1953 году соглашение о техническом содействии с английской
компанией Rootes, Isuzu выпустила свой первый легковой автомобиль,
являвшийся копией английского Hillman. В 1959 году вышел 2-тонный
грузовик Elf, который начал очень успешно продаваться благодаря
экономичному дизельному двигателю DA640 и отличной проходимости в
сочетании с грузоподъемностью и долговечностью.
В 1961 году Isuzu выпустила первый дизельный двигатель для
легковой машины – DL201 объемом 1991 куб.см, за который получила
награду от японского Общества инженеров-механиков.
1962 год – открывается завод Фуджисава, а в следующем году был
представлен легковой автомобиль Bellett. В 1966 году было основано
отделение в Таиланде, в 1967 – представлен легковой автомобиль Florian
и первый в Японии 4-тактный дизельный двигатель с прямым впрыском для
грузовиков. 1968 год – появление легковой модели 117 Coupe.
В 1971 году Isuzu продала 34,2 процента своих акции
американской корпорации General Motors. В результате этого
сотрудничества в 1974 году вышел легковой автомобиль Gemini.
В 1975 году была основана Isuzu Motors America – отделение в США. 1977
год – выпуск модели Florian с экономичным дизельным двигателем, а 1979
– год выпуска дизельной же Gemini.
1980 год – начало выпуска микроавтобусов серии Fargo. 1981 год – появление модели Piazza (3-дверное купе).
1983 год – запуск в продажу семейства легковых автомобилей Aska
(Florian). Aska в том же году заняла первое место в английском ралли
RAC.
Свой первый внедорожник Isuzu произвела в 1985 году – им стал Rodeo
Bighorn, которому для экспорта подобрали другое название – Trooper. Эта
модель конкурирует с Mitsubishi Pajero, поэтому сходство конструктивных
решений очевидно, однако новый Pajero ушел далеко вперед, так что Isuzu
придется его догонять.
В 1989 году состоялся показ внедорожника нового типа – MU (Amigo). На
заводе SIA (совместный с Subaru проект – Subaru-Isuzu Automotive Inc.)
в США в 1990 году началось производство модели Rodeo. Модели Amigo/
Rodeo/ MU/ Wizzard второго поколения (с 1998 года) относятся к классу
"паркетных" внедорожников. Даже базовая версия является заднеприводной.
Обилие названий отражает многочисленность рынков, на которых продают
адаптированные под местные условия модели.
В 90-х Isuzu одерживает ряд раллийных побед. К этому времени по
производству средних и тяжелых грузовиков Isuzu стала первой в мире.
В 1997 году появилась новая модель – VehiCross, внедорожник на базе
Trooper, с двигателем 3,2 л мощностью 215 л.с. Через два года VehiCross
дебютирует на американском рынке. На франкфуртском автосалоне 1999 года
был представлен концепт на базе VehiCross с открытым кузовом (и
специальным багажником для перевозки горных велосипедов), а в 2000 году
в Детройте дебютировал 5-дверный вариант.
В 1998 находящаяся в кризисе компания сворачивает выпуск
легковых автомобилей. Она выпускает для фирмы Opel автомобиль
повышенной проходимости Frontera. В это же время началось массовое
производство грузовика Elf CNG, работающего на сжатом природном газе.
Тогда же General Motors увеличила свою долю в Isuzu до 49% и начало работу отделение в Польше – Isuzu Motors Polska.
Именно внедорожники (SUV), мини-вэны и развозные фургоны составляют
сейчас основу производства автомобилей Isuzu полной массой до 3,5 т.
Это пикапы серии TFS (4х2) и TFR (4х4). В Европе они известны как Opel
Campo и Vauxhall Bravo. Для США, а также для стран Латинской Америки
предназначен пикап Hombre, по сути вариант Chevrolet S-10. Размер и
оборудование кабин идентичны Chevrolet.
На перспективном рынке мини-вэнов Isuzu представлена Fargo Filly -
аналогом "люксового" Nissan Elgrand. Если первый сбывают в Северной
Америке, то другой - в основном в Японии. Развозные фургоны и
микроавтобусы Fargo Van/ Fargo Bus, а также новое семейство Elf UT
производят только для внутреннего, японского рынка и на экспорт не
поставляются. Модель Fargo Van полностью соответствует Nissan Urvan, а
богато укомплектованные пассажирские Fargo Bus отличаются от этой
модели светотехникой и элементами наружного оформления.
Завершают гамму коммерческих автомобилей полной массой до 3,5
т микроавтобусы, фургоны, пикапы и грузовики серии ERV, бескапотные Elf
NHR-/ NKR-серии. Под названием Elf 100 в США и Японии продают грузовики
Nissan Condor/Atlas.
В 2000 году в США началось производство дизельных двигателей
компанией DMAX, Ltd., а также была основана компания General Motors
Isuzu Commercial Truck, LLC.
В мае 2001 года был анонсирован новый промежуточный бизнес-план Isuzu –
V-Plan. Дизельный двигатель Duramax 6600 был выбран одним из 10 лучших
двигателей по мнению профессионального автоиздания Ward’s
Communications (это же произошло и в следующем, 2002 году). Вместо
V-Plan был принят новый трехлетний бизнес-план.
В настоящее время Isuzu в соответствии с повысившимся рыночным спросом
успешно разрабатывает дизельные двигатели с улучшенными экологическими
параметрами. В соответствии с соглашением, достигнутым между Isuzu и
General Motors, Isuzu активно работает над дизельными двигателями,
выполняя в группе GM роль эксперта в этой области.
Некоторое время назад Isuzu анонсировала новую линейку
полноразмерных пикапов Isuzu D-Мax, разработанную при активном участии
американского концерна General Motors. Этот проект представители обеих
компаний называют одним из самых важных этапов почти 30-летнего
сотрудничества двух автопроизводителей. Кроме того, от успеха этой
новинки зависит судьба самой компании Isuzu, в последнее время
испытывающей определенные финансовые трудности. Производство
автомобилей планируется развернуть на заводе GM в Таиланде, который в
начале будет являться основным потребителем новинки от Isuzu. Кстати,
именно в эту страну компания Isuzu планирует полностью перенести из
Японии производство пикапов и внедорожников.
Кроме того, уже в этом году предполагается начать поставки Isuzu D-Max
на экспорт в Австралию. Однако у союза Isuzu/General Motors есть и
более масштабные планы. Начиная с 2003 года новые пикапы должны
поступить в продажу на другие мировые рынки в более чем 100 стран,
причем по предварительным прогнозам, суммарные объемы продаж новинки
вполне могут достичь величины в 500 000 автомобилей в год.