«Ягуар», английская автомобильная компания, специализирующаяся на
выпуске легковых автомобилей класса «люкс», входящая в состав
корпорации «Форд Мотор». Штаб-квартира находится в Ковентри.
Свое начало компания ведет от основанной в 1925 двумя тезками
— Уильямом Лайонсом (Sir Lyons William) и Уильямом Уолмсли (Sir
Walmsley William) фирмы под названием Swallow Sidecar (сокращенно SS),
первоначально специализировавшейся на производстве колясок для
мотоциклов. Выпуск колясок не принес финансового процветания и Билл
Лайонс переключился на разработку кузова для знаменитого в то время
автомобиля «Остин 7»(Austin Seven), и в 1927 году получил заказ на
изготовление 500 кузовов. Полученные средства и репутация позволили
компании утвердиться на рынке дизайна кузовов, делая их в дальнейшем
для моделей Fiat 509A, Morris Cowley, Wolseley Hornet. Пробовал Лайонс
и проектировать свои собственные автомобили, питая пристрастие к
двухместным спортивным моделям. Выставив летом 1931 на Лондонской
автомобильной выставке две модели SSI и SSII компания добилась
серьезного успеха. За ними последовали Jaguar SS90 и Jaguar SS100,
броско названные так самим Лайонсом. Jaguar SS100 стал классической
спортивной моделью 1940-х годов.
В 1945 компания стала называться «Ягуар», так как аббревиатура
SS вызывала нежелательные ассоциации с преступной нацистской
организацией. Новый успех к компании пришел в 1948 на той же Лондонской
автомобильной выставке, где все взоры привлек новый Jaguar XK120.
Укомплектованный двигателем Heynes мощностью 105 л.с., этот автомобиль
легко развивал скорость 126 км/ч и был признан самым быстрым среди
серийных автомобилей.
Пятидесятые годы начинаются с выпуска модели Jaguar Mk VII. Следующей
была модель XK140, которая в 1954 году сменила в производстве Jaguar
XK120, мощность двигателя выросла до 190 л.с. при объеме цилиндров 2,4
литра.
С 1957 по 1960 компания делает активный рывок на американском рынке,
где ее представляют модели Jaguar XK150 и XK150 Roadster, с двигателями
от 2,4 до 3,8 литра, мощностью до 220 л.с.
С 1961 по 1988 компания представила целый ряд спортивных купе
и представительских седанов, отличавшихся высокой ценой и такими же
высокими характеристиками. По престижности автомобили Jaguar можно
сравнивать только с Ferrari и Rolls-Royse.
«Ягуар» с 50-х годов близко сотрудничал с английской фирмой
«Деймлер», чьи традиционно роскошные машины, по классу близкие к
«ягуарам», постепенно заменяются выпускаемыми на заводах «Деймлер»
«ягуарами». С 1960 «Деймлер» входит в состав «Ягуар». Сама компания
«Ягуар», испытывая явные трудности с продажами, в 1966 объединяется с
«Бритиш Мотор».
1961 год — Jaguar XKE — сенсация на выставке в Женеве.
1962 год — Jaguar MkX — успех на американском автомобильном рынке.
В 1968 году появился Jaguar XJ6 (6- шестицилиндровым двигателем).
Немного позже, в 1972 году, появился Jaguar XJ12 с 12-цилиндровым
двигателем мощностью 311 л.с., который долгое время являлся самой
мощной версией "ягуара".
Осенью 1968 года первый показ седана высшего класса Jaguar
XJ8. В сентябре 1994: новая модель (X 300), XJR 4.0 Super Charged с
компрессором.
1973 год — Jaguar XJ — двухместное закрытое купе. Максимальная скорость до 250км/ч.
1983 год — Jaguar XJ-S — 3,6 литра, 225 л.с., новый фирменный двигатель — AJ6.
Jaguar XJ220 впервые был представлен на Британском автошоу 1988 года,
где произвел настоящий фурор. Первый вариант был создан Клиффом
Рюделлом (Cliff Rudell). Однако в 1987 году он был изменен Кейтом
Хелфетом (Keith Helfet). Окончательный вариант автомобиля был
представлен в 1991 году на Токийском автосалоне. В 1993 г. была
представлена спортивная облегченная модификация "Jaguar XJ220-С".
1988 год — открытие подразделения Jaguar Sport, занимающегося
разработкой спортпрототипов на базе серийных Jaguar семейства XJ220.
1989 год — компания Jaguar становится филиалом фирмы Ford.
1991-94 годы — новый модельный ряд XJ
В марте 1996 года в Женеве была представлена спортивная модель Jaguar XK8/XKR. Поставляется как купе и кабриолет.
Jaguar S-type, автомобиль бизнес-класса (седан), представлен 21 октября 1998 года в Бирмингеме.
В Детройте в 2000 г. состоялся показ спортивного родстера класса «люкс»
F-type Concept. На автомобиле применена новейшая технология
изготовления передних фар «Baroptic».
Модель X-type, компактный седан класса «люкс», представлена в 2000.
В 2000 году Jaguar вернулся на арену Formula-1. В честь
большого события был подготовлен к выпуску новый спортивный автомобиль.
Изготовлено только 100 моделей XKR "Silverstone" - быстрейшего Jaguar.
Джонатан Броунинг комментировал появление XKR: "Этот год начинает новую
главу в истории Jaguar.. ".