Lotus - английская компания, специализирующаяся на выпуске спортивных и
гоночных автомобилей. С 1996 года принадлежит малайзийскому концерну
Proton.
Компания была основана в 1953 году Энтони Колин Брюс Чапменом (Collin
Chapman) и носила название "Лотос инжиниринг Ко". Вскоре был создан
знаменитый "Лотос-Севен" (то есть "семь"), а в 1957 году началось его
серийное производство.
В 1954 году появился спортивный "Лотос-8" для гонок, затем последовала
более легкая и короткая модель "9". В 1955 году Чапмен даже участвовал
в 24-часовых гонках в Ле-Мане, однако его постигла неудача - автомобиль
вылетел с трассы. Создание гоночных автомобилей все сильнее увлекало
конструктора.
В 1955 создан обтекаемый "Lotus-11" с четырехцилиндровым мотором (1098
см3) мощностью 84 л. с., на котором начинал карьеру знаменитый гонщик
Грэхем Хилл, впоследствии двукратный чемпион мира в формуле 1. При
средней скорости 160 км/ч автомобиль проезжал 11,5 км на одном литре
топлива.
16 октября 1957 года на Лондонском мотор-шоу был представлен
"Лотос-Элит" - элегантное купе со стеклопластиковым кузовом. Мотор
"Ковентри-Клаймекс" (4 цилиндра, 1216 см3) развивал 76 л. с. при 6100
об/мин (версия GТ - 104 л. с.). Легкий автомобиль достигал 200 км/ч и
обладал отличной управляемостью. Чапмена признали в европейских
автомобильных кругах, но он стремился в мир гонок и начал строить
машины формулы "Юниор".
В 1957 построен первый гоночный автомобиль "Lotus-12", который положил
начало успешной деятельности компании в области создания машин для F-1.
Автомобили формулы 1 Lotus строил с 1958 года. Но лишь в 1961-м
появилась первая из машин, которая принесла Чапмену всемирную славу.
Это был одним из самых легких и элегантных автомобилей F-1 для своего
времени, легендарный "Lotus-25". Гонщик располагался полулежа, как
пилот в самолете (пригодился авиационный опыт Чапмена), держа руль
вытянутыми руками. За руль "двадцать пятого" сел Джим Кларк - и в 1963
году стал чемпионом мира! Так Lotus вошел в элиту автоспорта. Тогда же
появляется двухместный "Elan".
В 1962 появляется "Lotus Elite S-2".
В 1965 году Кларк на Лотос-38" выиграл знаменитые гонки "Инди-500" в
Штатах "! В спортивных кругах стали говорить о "непобедимой комбинации"
Кларка и "Лотоса".
В 1966 на новом заводе в Хителе, Норфолк, Чапмэн начинает производство
модели "Europa" c кузовом купе и центральным расположением двигателя.
В 1967 году Чапмен добился исключительных прав на прекрасный мотор
"Форд-Косворт-DFV" работы Кейта Дакворта, которым оснастил "Лотос-49",
разработанный совместно с М. Филиппом.
Годом позже увидел свет "Лотос-56", спроектированный Морисом
Филиппом (Maurice Philippe). Это любопытный гоночный автомобиль - с
газовой турбиной "Пратт энд Уитни", к тому же полноприводный! На машине
не было ни сцепления, ни коробки передач. Многорядная цепь Морзе
передавала усилие на межосевой дифференциал Фергюссона, который делил
его поровну между осями. Дисковые тормоза располагались у главной
передачи.
В 60-е имена Чапмена и его фирмы были у всех на слуху, а гоночная
конюшня "Лотос" - на первых ролях в формуле 1. Но вот над фирмой
сгустились первые тучи. 7 апреля 1968 года на трассе в Хоккенхайме
разбился Джим Кларк, любимец болельщиков, а уж британская публика его
просто боготворила. И все-таки чемпионом 1968 года стал гонщик из
команды Чапмена - выиграл Хилл на 435-сильном "Лотосе-49В".
А сезон 1970 года принес новую трагедию. В чемпионате Ф1 безоговорочно
лидировал Йохен Риндт (Jochen Rindt) на "Лотосе-72". Но на тренировке в
Монце, подлетая к повороту "параболика", о котором идет дурная слава,
машина Риндта на скорости 280 км/ч вылетела с трассы и ударилась об
ограждение. Смерть Риндта всколыхнула общественность.
В начале 70-х гг. появился новый спорт-кар "Elite" с кузовом
купе из стеклопластика, оснащенный 2-литровым 4-цилиндровым двигателем.
Чапмен первым стал окрашивать гоночные автомобили в цвета спонсоров
команд. Черный с золотом "Лотос-JPS", выглядевший очень эффектно, был
полностью окрашен в цвета спонсора - табачной фирмы "Джон Плейер
Спешл". На "Лотосе-JPS" чемпионом 1972 года стал Эмерсон Фиттипальди
(Emerson Fittipaldi). Чапмен вновь чувствовал себя триумфатором. Видя,
как он выбегает на трассу (тогда такое еще было возможно), приветствуя
своих гонщиков-победителей, всякий понимал, что Чапмен живет ради этих
минут.
До 1973 года было выпущено около 2900 автомобилей четырех
серий. А дальше - из-за новых налогов - лицензия на производство модели
была продана фирме "Катерхем кар сейлз", которая уже шесть лет
занималась сбытом "лотосов".
Не забывала компания и о серийных машинах: появился элегантный Esprit
("Дух") с кузовом работы Джуджаро. А в формуле 1 наступил спад.
В сезоне 1978 года представили "Лотос-79" с совершенно новой
аэродинамикой: "автомобиль-крыло", обладавший к тому же эффектом
"присасывания" к дороге, мог быстрее проходить повороты. Двигатель
развивал 475 л. с. при 10 750 об/мин. Казалось, все сделано для успеха,
но... трагедия снова тенью легла на триумф. 9 сентября в Монце в начале
гонки попал в аварию второй пилот команды Ронни Петерсон (Ronny
Peterson). Он скончался на следующий день.
В 1982 году Колин Чапмен скоропостижно скончался. Он работал без
отдыха, действительно на износ, и прожил всего пятьдесят четыре года...
Лишившись идейного вдохновителя, энергичного лидера, компания
переживала спад. Правда, Ж. Дюкаруж и П. Райт спроектировали модель
"99Т". Машина с двойным турбонаддувом была одной из первых оснащена
активной подвеской, управляемой компьютером. На ней в 1987 году молодой
Айртон Сенна вошел в тройку призеров формулы 1, а команда завоевала
третье место в Кубке конструкторов. Но дальше дела шли все хуже. В
сезоне 1995 года "Лотос" уже не участвовал. Производство серийных машин
тоже испытало спад.
В январе 1986 г. компанию приобрел концерн GM.
В 1996 г. куплена английской автомобильной компанией Proton, в
результате этого в последнее время дела у Lotus пошли на поправку: в
1997 году было собрано 2248 автомобилей, что в три раза больше, чем в
1996-ом. Большая часть продаж пришлась на двухместный родстер Elise.
Кроме него, в программе у Lotus имеется еще одна модель – Esprit,
выпускаемая с 1975 года без значительных изменений.
Условно новинкой можно назвать одну из модификаций модели Elise с
кузовом купе, которая получила имя Exide. На самом деле – это
адаптированная для городских условий версия спортивной Elise,
разработанной для кольцевых гонок.