«Ниссан Мотор» (Nissan Jidosha Kk), японская промышленная корпорация
специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей, грузовиков и
автобусов марок «Ниссан» (Nissan) и «Дацун» (Datsun). Выпускает также
спортивные лодки, спутники связи и др. Штаб-квартира находится в Токио.
Компания после азиатского кризиса 1998 объединилась с «Рено».
Компания возникла в 1925 году в результате слияния двух
компаний — Kwaishinsha Co. (основанной в 1911 и производившей
автомобили «Дат») и Jitsuo Jidosha Co. (основанной в 1919) — и
называлась Dat Jidosha Seizo Co. Название Dat представляет собой
аббревиатуру из первых букв фамилий трех основных меценатов: Кенхиро
Ден (Kenjiro Den), Рокуро Аойама (Rokuro Aoyama) и Мейтаро Такеучи
(Meitaro Takeuchi).
Официальной датой создания компании Nissan Motor Co., Ltd. является 26
декабря 1933 года, когда была образована компания-предшественник
Jidosha Seizo Co., Ltd. Президентом компании был назначен г-н Йошисуке
Айкава (Yoshisuke Aikawa). 1 июня 1934 года название компании было
изменено на Nissan Motor Co., Ltd.
Первый легковой автомобиль был выпущен в 1931. Nissanocar 1934 года — пример удачной и экономичной модели.
Первый пассажирский автомобиль Datsun сошел с конвейера завода Yokohama в апреле 1935 года.
В 1939 году после успешных продаж на рынке автомобилей Dаt Nissan
приступил к созданию автомобилей больших размеров Nissan Type 70,
автобусов Nissan Type 90 и фургонов Nissan Type 80.
В годы Второй мировой войны выпускались в основном грузовики и
другой транспорт для армейских нужд. В 1945 году предприятия компании
были оккупированы, поэтому выпуск продукции надолго приостановился
(фактически до 1955).
В 1945 году Nissan возобновил производство грузовых
автомобилей. Начались исследования и развитие текстильного машинного
оборудования. В 1947 году было вновь запущено производство легковых
автомобилей Datsun.
Восстанавливая свои позиции после вынужденного застоя времен
Второй Мировой Войны, Nissan через два года подписал договор о
техническом сотрудничестве с компанией Austin Motor Co., Ltd.
(Великобритания), выпустив через год с конвейера первый Austin.
В 1951 году Nissan праздновал рождение Patrol — первого полноприводного внедорожника с 6-ти цилиндровым двигателем.
В августе 1958 года Nissan выпустил с конвейера высококлассный
автомобиль Datsun Bluebird, созданный для личного пользования.
Примечательной особенностью Bluebird стало применение впервые японскими
производителями передних тормозов с усилителем, которые позволили даже
хрупким женщинам тормозить легким нажатием на педаль. Первое поколение
Bluebird воплотило в себе черты надежного, привлекательного и
долговечного автомобиля.
В 1960-е годы компания сделала мощный рывок и внедрилась на
все рынки, прежде всего на американский (модели создавались в расчете
на американского потребителя). Спортивный Nissan Datsun 240 Z (1969),
созданный для продажи в США, после адаптации к европейским рынкам стал
лидером продаж в своем классе.
В 1960 была разработана новая модель — Nissan Cedric. Cedric —
автомобиль среднего размера — стал результатом огромных усилий
компании. В то время, будучи самым большим автомобилем в Японии среди
машин среднего размера, модель отличалась просторным салоном и
комфортабельным управлением, что было характерно для больших седанов.
На Олимпийских Играх 1964 года в г. Токио Nissan Cedric был выбран
автомобилем, на котором был перевезен Олимпийский Огонь из Греции в
Японию.
В феврале 1965 года был выпущен автомобиль Skyline 2000GT-B.
Несмотря на то, что модель позиционировалась как спортивная, Skyline
2000GT-B стал массовым автомобилем, обеспечивающим высокие объемы
продаж. Популярная модель Skyline S54B одержала победу в Авторалли в
Японии и выиграла все без исключения туры, обойдя все наиболее
известные зарубежные спортивные аналоги автомобилей.
Появившийся на рынке в 1966 году автомобиль Sunny возвестил
наступление в Японии эры «собственного автомобиля», что явило собой
огромную движущую силу на фоне быстрого роста рынка небольших машин.
В 1966 году Nissan разработал и выпустил на рынок Datsun Sunny
1000. Будучи автомобилем компакт-класса (абсолютно новая в то время
категория), Sunny стал наиболее популярным в процессе всеобщей
автомобилизации Японии.
В 1966 году Nissan поглотил Prince Motor Co., Ltd., в результате чего
модельный ряд Nissan пополнился новыми моделями Skyline и Gloria.
Предвосхищая наступление эры высокоскоростных автомобилей, модель
Gloria была оснащена одним из самых мощных двигателей того времени.
Автомобиль также обеспечивал великолепный комфорт при езде.
В 1966 году автомобиль Nissan Prince R380 занял 3-е место в японском
ралли «Grand Prix», конкурируя с легендарным Porsche 906. И в этом же
году Nissan Bluebird одержал победу в своем классе в ХIV Safari Rally.
Впервые победу одержал японский автомобиль.
В 1967 году для японской императорской семьи был разработан
первый лимузин Prince Royal с двигателем V8 объемом 6373 см3; длина
автомобиля составляла 6,155 мм, ширина — 2,100 мм и высота — 1,770 мм.
В январе 1968 года штаб-квартира компании переехала в новое
здание в районе Ginza г. Токио. В том же году был выпущен на рынок
новый автомобиль Fairlady 2000, который помог компании Nissan завоевать
популярность на международном рынке.
В 1969 году появился на рынке динамичный заднеприводный
автомобиль Datsun 240Z, признанный самым продаваемым спортивным
автомобилем в мире в 70-х гг. 500 000 автомобилей Datsun 240Z было
продано менее чем за 10 лет.
В начале 1970-х Nissan занимался развитием и производством
ракетных двигателей и установок для запуска, тогда же компания начала
расширять производственную сферу, занявшись также и производством
двигателей для кораблестроительной отрасли.
В 1971 году Nissan разработал первый Экспериментальный
Безопасный Автомобиль Experimental Safety Vehicle (ESV), применив
большее, чем когда-либо количество технологий по улучшению его
безопасности.
Два энергетических кризиса 70-х годов положили начало быстрому росту
экспорта небольших японских машин, известных благодаря своей отличной
экономии топлива и превосходному качеству. В тестах на экономию
топлива, проводимых Американским Агентством по Защите Окружающей Среды
в 1973 году, победил автомобиль Sunny, тем самым, обретя огромную
популярность в США во время рекламной кампании «Datsun экономит».
В 1974 году было объявлено о продаже 10 000 внедорожников
Nissan Patrol за год. В конце 1970-х годов компания утвердилась на
рынке внедорожных автомобилей.
В 1981 году Nissan начал продвижение своих автомобилей по всему миру
под маркой Nissan, что стало частью новой корпоративной стратегии
компании. Затем в 80-х гг. Nissan создал две стратегические
производственные базы за рубежом: в 1980 году — Nissan Motor
Manufacturing Corp., U.S.A. в США и в 1984 — Nissan Motor Manufacturing
(UK) Limited в Великобритании. Первый пикап Datsun сошел с конвейера
завода Nissan Motor Manufacturing Corp., USA в июне 1983 года, первый
автомобиль Sentra (Sunny) — в марте 1985.
В 1983 компания Nissan Motor Iberica, S.A. начала производство
внедорожника Patrol (Safari), который в 1984 году одержал победу в
ралли Paris-Dakar.
В 1986 году компания Nissan расширила модельный ряд 4×4,
добавив абсолютно новую модель Nissan Terrano, таким образом,
отреагировав на растущую потребность покупателей в автомобиле для
семейного отдыха, сохранив данное рыночное позиционирование и до
сегодняшнего дня.
В 1987 году Nissan выпустил на рынок автомобиль Be-1.
В 1988 году автомобиль Nissan Silvia Q завоевала «Grand Prix за
Лучший Дизайн», а в следующем году он получил награду «Японский
Автомобиль 88-89 годов». В этом же году на японский рынок был выпущен
седан Cima.
В апреле 1989 года в Голландии была учреждена компания Nissan
Europe N.V., региональный головной офис, отвечающий за операции в
Европе, а также Nissan Distribution Service (Europe) B.V.
В том же году в США было создано подразделение Nissan,
компания Infiniti Division of Nissan North America, выпускающая
автомобили класса люкс, составляющие конкуренцию Mercedes, BMW и Lexus.
В ноябре 1989 года на рынке появилась знаменитая модель Infiniti Q45.
В 1990 модель 300ZX завоевала в США награду «Импортный Автомобиль 1990 года».
В 1992 компания Nissan Motor Manufacturing Corporation, USA
начала производство автомобиля Altima (Bluebird), а Nissan Motor
Manufacturing (UK) Ltd. начала производить разработанный известным
японским дизайнером г-ном Токуиширо Хосака (Tokuichiro Hosaka)
автомобиль Nissan Micra (March), который сразу же получил европейскую
награду «Автомобиль 1993 года». Автомобиль March завоевал премию
«Японский Автомобиль 1992—93 гг.» и «Новый Автомобиль 1992—93 гг.» в
Японии.
В 1993 году компания Nissan Motor Iberica, S.A. выпустила на
рынок новую полноприводную модель — внедорожник Terrano II для
европейского рынка.
В 1994 Nissan получил премию «Global Environmental Award» за значительный вклад в систему защиты экологии и окружающей среды.
В этом же году в Европе были начаты продажи автомобиля Maxima QX нового поколения, а в 1995 году — автомобиля Almera.
В 1997 Nissan разработал «гибридный электрический автомобиль»
(hybrid electric vehicle HEV), работающий как на бензине, так и на
электричестве.
С 1997 года Nissan выпускал одну модель за другой, оснащенные
бензиновыми двигателями с прямым впрыском топлива и дизельными
двигателями с прямым впрыском (Presage в 1998 году). Тогда же Nissan
начал продажи автомобилей Primera and Bluebird с системой Hyper CVT.
В 1998 году появился новый Patrol GR с 6-ти цилиндровым турбодизельным двигателем объемом 2,8 л.
В 1999 году на Женевском Моторшоу был представлен прототип
нового автомобиля Almera Tino, который в сентябре 2002 года появился в
продаже на европейском рынке.
27 марта 1999 компания Nissan и французская компания Renault
SA подписали соглашение о создании всемирного альянса для достижения
прибыльного роста обеих компаний. Объединению с «Рено» посвящен
концепт-кар 2000 года Fusion, вариант популярной Primera.
Автомобили Cedric/Gloria получили награду «Лучший Автомобиль
1999—2000 гг.». Система «Extroid CVT» получила награду «Teхнология
1999—2000 гг.». В первом квартале 2000 года Nissan выпустил автомобиль
Tino Hybrid и двухместный электромобиль Нypermini.
В 2000 году Nissan начал продажи ультра-маленького автомобиля
EV Hypermini, а также автомобиля со сверхнизким уровнем выброса вредных
веществ (SULEV) Sentra в Калифорнии. В ноябре 2000 года 1,8 л двигатель
QG18DE автомобиля Bluebird Sylphy получил награду «Технология Года».
В 2002 году в четвертый раз за 10 лет Nissan получил
престижную премию Red Dot за высококлассный дизайн от немецкого
дизайн-центра Nordrhein-Westfalen. Этой ежегодной премией награждалась
новая Nissan Primera в 1993, 1996 и 2002 годах.
В 2002 году компании Nissan Motor Co., Ltd. и Dongfeng Motor
Corporation подписали договор о стратегическом партнерстве в Китае.
Новая компания получила название Dongfeng Motor Co., Ltd.
В марте 2003 года новая Nissan Micra была награждена премией «За Европейский Автомобильный Дизайн 2003».
Дочерние предприятия «Ниссан» есть в Австралии, Перу, Мексике, Соединенных Штатах и Германии.