«Субару» (Subaru-Fuji Industries Ltd.), японская компания,
специализирующаяся на производстве легковых и грузовых автомобилей,
участвует в авиастроении и производит промышленное оборудование.
Штаб-квартира находится в Токио.
В 1956 компания Fuji («Фуджи») основала филиал Subaru, который
первоначально выпускал мопеды Rabbit («Рэббит» — «Кролик»). Спустя два
года компания выпустила автомобиль Minicar 360 («Мини-автомобиль 360»),
который был более крупным, чем могло бы следовать из названия. Поначалу
продажи Subaru 360 были довольно низкими, ноуже через два года этот
показатель щаметно возрос, и Subaru стала ведущим производителем
автомобилей подобного класса в стране.
В 1960 году, параллельно с 360-кубовой моделью, начинается выпуск серии
450 (в Японии она носила название Maja), снабженной двигателем рабочим
объемом 423 куб. см и мощностью 23 л.с.
В 60-е годы 360-я модель продолжала непрерывно совершенствоваться: в
1961-м мощность мотора выросла до 18 л.с., а скорость - до 90 км/ч; еще
через три года дебютировала версия 360 DeLuxe/Custom с 20-сильным
двигателем, которую в 1969-м сменил Subaru 360 нового поколения,
известный как R-2, с мотором в 25 "лошадок". Одновременно началось
производство самой заряженной модификации "народного" Subaru - Sport
360, развивавшей, благодаря мощности в 36 л.с., скорость порядка 120
км/ч. Вместе с этим повышалось качество изготовления машин марки (как и
вообще у всех японских автопроизводителей, к середине 70-х обогнавших
по этому показателю не только американские марки, и сровнявшихся с
западногерманскими).
В 1965 году производственную программу фирмы пополнила
абсолютно новая модель 1000, ставшая первой в Японии серийной машиной с
передними ведущими колесами.
В 1969-м машина с литровым двигателем подверглась модернизации, после
чего получила обозначение FF. Именно с этой модели, получившей в
дальнейшем название Leone, началось успешное наступление хиросимской
фирмы на зарубежные рынки. В июле 1972 года Subaru запустила в
производство две модели - переднеприводный Leone 1400 FD и
полноприводный Leone 1400 4WD. Это событие стало знаменательной вехой в
истории марки.
Полностью самостоятельная разработка фирмы — переднеприводная
модель FE — появилась на рынке в 1968. В этом же году компания вошла в
состав корпорации Nissan («Ниссан») хотя оставалась самостоятельной
торговой маркой. Сборочные предприятия компании были открыты за
пределами Японии, в частности в Новой Зеландии и Таиланде.
В июле 1972 года на смену Subaru R-2 пришла модель Rex с
двухцилиндровым 356-кубовым мотором, имевшим водяное охлаждение. В
августе 1981 года состоялась премьера Rex второго поколения (3- и
5-дверный хэтчбеки с передним приводом). На Токийском автосалоне 1983
года семейство было дополнено полноприводной версией Rex 4WD.
После того, как в 1974 году Leone показали за пределами
Японии, начался настоящий бум продаж. За два года было продано 100.000
Leone, из которых 30.000 ушли в Штаты. Именно с этого времени легковые
автомобили со всеми ведущими колесами стали специализацией Subaru.
После 15 лет устойчивого роста, к середине 80-х ежегодный
уровень производства Subaru приблизился к отметке 250.000 автомобилей,
из которых 53% уходили на экспорт. Компании удалось добиться
безоговорочного признания на американском рынке, и США стали главным
импортером марки: доля Америки составила 58,1%!
А тем временем расширялась гамма кузовов Leone, и в дополнение к седану появился универсал, купе и даже пикап по имени Brat.
Осенью 1984 года в продажу поступает версия Leone - модель 1800
4WD с абсолютно новым обликом и 90-сильным двигателем. Покупателю
предлагались три типа кузова - седан и пятидверный универсал в
нормальной (Station) и "люксовой" (Super Station) комплектации.
В восьмидесятых годах Subaru имела в своей гамме автомобили нескольких
серий: полностью обновленный Rex, новый, чуть более крупный по размеру,
Justy, флагманский Leone/1800 и весьма оригинальный микроавтобус
Domingo/Libero, естественно тоже с полным приводом. С 1982 года
двигатели компании стали оснащаться турбонаддувом. В 1984 году
полноприводный Justy получил управляемый электроникой клиноременный
вариатор ECVT. Модель выпускается в трех- и пятидверной модификации.
Машина обладает хорошими тяговыми качествами, и оснащена
гидроусилителем руля.
Особняком находился люксовый спортивный автомобиль XT Turbo,
формально относившийся к 1800-й серии, но, тем не менее, внешне
кардинально отличавшийся от своих собратьев. У себя на родине в Японии
ХТ продавался под маркой Alcyone.
В 1987 году на смену ветерана Leone пришла новейшая модель
Legacy. К тому времени хиросимская компания отказалась от отключаемого
заднего привода и полностью перешла на 4WD. Новинка была представлена
на Чикагской международной автомобильной выставке.
Токийский автосалон 1989 года явил миру очередную новинку от Subaru:
спортивный автомобиль SVX класса GT. Это полноприводное спорткупе с
высокой степенью остекленения поверхности оснащалось шестицилиндровым
оппозитным двигателем объемом 3.3 литра мощностью 250 л.с. Автомобиль
достигает максимальной скорости 230 км/час и разгоняется с места до 100
км/час за 8,7 с. В современном исполнении крыша SVX окрашена в цвет
кузова.
Автомобиль Libero нельзя причислить ни к одной категории из-за
своего крошечного размера. Машина рассчитана на 6 пассажиров или 600 кг
и может быть с успехом использована для семейных прогулок за город.
В 1990 году в гамме компании появилось новое имя - Vivio. Чисто
городской автомобиль особо малого класса имел двигатель всего лишь 658
куб.см. и оснащался уже прекрасно зарекомендовавшим себя вариатором
ECVT. Полноприводный супер-Vivio до 100 км/ч разгонялся за 5,4 секунды.
На базе этого оголтелого малыша была подготовлена раллийная машина, на
которой пилот Колин МакРей с успехом выступал на "Ралли Сафари".
С 1992 года Subaru предлагает на рынке новинку по имени
Impreza, один из самых легендарных и прославленных участием в раллийных
соревнованиях автомобилей. Достаточно сказать, что в мировом раллийном
чемпионате на счету Subaru пять побед в личном и три - в командном
зачетах. Полноприводная Impreza с двухлитровым турбированным мотором
стала эталоном для подражания у других автопроизводителей. Автомашина
Impreza базируется на укороченной платформе Legacy. Модель выпускается
с четырехдверным кузовом «седан», пятидверным «хэтчбек» и двухдверным
«купе». В 2000 модель Impreza получила специальную премию «за
великолепную концепцию автомобиля и его технические особенности» на
конкурсе «Автомобиль 2000/2001 года» в Японии.
В 1994 году появился Legacy нового поколения. Вскоре на его
базе инженеры компании создали, можно сказать, революционную новинку.
Конечно же, это был Outback, открывший собой новый класс автомобилей,
легковых спортивных универсалов с возможностями внедорожника. Потом
будут и Audi Allroad, и Volvo V70XC, но Outback, по крайней мере в
90-х, оказался первым.
На волне успеха, в 1997 году была разработана модель Forester,
еще одна новинка от Subaru, находящаяся вне рамок традиционной
автомобильной типологии. В сентябре 1997 была представлена на
Франкфуртском автосалоне. Машина оснащена двухлитровым оппозитным
двигателем мощностью 122 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач и
является автомобилем повышенной проходимости
Из последних новинок компании можно назвать концепт Subaru
HM-01, созданный по мотивам первого автомобиля компании - 360,
запущенного в производство в далеком 1958 году. Этот микраш имеет
комбинированную силовую установку - передние колеса в движение приводит
крохотный бензиновый двигатель объемом 658 куб. см, агрегатированный с
вариатором i-CVT, а задние колеса вращает электродвигатель мощностью 5
кВт. А на Детройтском салоне 2002 года был показан пикап Subaru Baja,
сконструированный на базе хорошо известного Outback.
В начале XXI века суммарный выпуск автомобилей Subaru
приблизился к полумиллиону. Помимо выпуска hi-tech автомобилей, концерн
Fuji Heavy Industries занимается и другими видами деятельности: от
металлургии и станкостроения - до производства компонентов реактивных
лайнеров и космических кораблей.