«Фольксваген АГ» (Volkswagen AG), немецкий автомобильный концерн.
Производит легковые автомобили, грузовики, микроавтобусы. Штаб-квартира
находится в Вольфсбурге.
В 1934 Ferdinand Porsche (Фердинанд Порше), известный немецкий
конструктор (основатель всемирно известной немецкой автомобильной
компании Porsche AG), получил заказ от национал-социалистического
правительства Германии на разработку современного легкового автомобиля.
И уже в 1935 году такой автомобиль был смонтирован. Он получил
название «Фольксваген», что дословно в переводе с немецкого значит
«народный автомобиль». После двухлетних испытаний в 1937 была запущена
серия VW30, а к 1938 автомобиль обрел знакомый многим поколениям
внешний вид. Volkswagen сразу оценили конструкторы, инженеры и
водители. О нем заговорили, появились многочисленные публикации, в 1938
в статье New York Times Volkswagen окрестили за внешнее сходство
«жуком». Это прозвище настолько прижилось, что стало визитной карточкой
автомобиля.
Для производства «народного автомобиля» 26 мая 1938 в городе
Вольфсбурге началось строительство крупнейшего европейского автозавода
Volkswagen. Но надвигавшаяся война помешала наладить выпуск этого
автомобиля. Их была произведена всего дюжина. Автомобиль очень нравился
фашистским бонзам. На нем с удовольствием разъезжал сам Гитлер.
Во время Второй мировой войны работы по строительству
Volkswagen были приостановлены, а недостроенный завод перепрофилирован
на производство военной продукции.
После окончания войны предприятие попало под контроль
англичан, в чьей зоне оккупации находился Вольфсбург. Осенью 1945
английские власти передали заводу заказ на 20 тысяч автомобилей. Но
только почти через десять лет началось серийное производство автомобиля
в его первоначальной модификации. В 1947 Volkswagen был выставлен на
экспортной ярмарке в Ганновере и привлек к себе большое внимание. Завод
получил первый зарубежный заказ из Голландии на тысячу автомобилей, а в
1948 стали поступать заказы из Швейцарии, Бельгии, Швеции и других
стран.
В январе 1948 сменилось руководство Volkswagen, его
генеральным директором стал Генрих Нордхофф, представитель нового
поколения немецких технократов. Обновленное руководство состояло из
дипломированных инженеров, обладавших международным опытом работы на
автозаводах и умевших нестандартно мыслить. С их приходом автомобиль
был усовершенствован и модернизирован. В 1949 начали выпускаться модели
с новым типом кузова — кабриолет и лимузин. В серийном производстве
оборудование салона стало более комфортабельным, производилась
установка частично синхронизированного двигателя.
Была налажена сеть автосервиса и технических станций по
обслуживанию автомобиля. Постоянно велась работа с западными клиентами.
Volkswagen создал мощную сеть сбыта автомобилей.
Экспорт автомобиля, получившего мировую известность, к концу
1948 составил около 50 тысяч машин, на внутреннем рынке было продано
около 15 тысяч.
К этому времени завод освободился от союзнического контроля
англичан, и 6 сентября 1949 Volkswagen был полностью передан
Федеративной Республике Германия.
Начался новый этап развития завода, который прежде всего был отмечен интенсивным наращиванием производства и увеличением сбыта.
К 1950 было выпущено 100 тысяч автомобилей, к 1951 — 500 тысяч
машин, а 5 августа 1955 состоялась торжественная церемония по случаю
выпуска миллионного Volkswagen 2. Девизом этого времени в жизни немцев
становится популярная фраза, связанная с Volkswagen, — «Он член моей
семьи».
Проверенная годами надежность и доступная цена машины усилили
экспортные возможности автомобиля. Volkswagen продается уже в 150-ти
странах мира. Появляются дочерние фирмы за рубежом — в 1953 в Бразилии,
в 1956 в ЮАР, в 1957 в Австралии, в 1964 в Мексике (здесь с 1998 года
выпускается «жук», ставший настоящим хитом сезона у голливудских звезд)
и других странах.
Первой модификацией стандартного Volkswagen-1200 в 1955 году
стало спортивное купе Karmann-Ghia, марка которого была составлена из
названий создавших его фирм: кузов проектировала итальянская компания
"Ghia", а собирался он на немецкой кузовной фирме "Karmann" в
Оснабрюке. В 1961 году программа пополнилась новым Volkswagen-1500 с
кузовом седан и двигателем увеличенного рабочего объема, на базе
которого выпускались очередные исполнения купе и кабриолета
Karmann-Ghia.
В 1965 году Volkswagen выкупила у компании "Даймлер-Бенц"
фирму Audi, создав концерн Volkswagen-Audi, известный под аббревиатурой
VAG. Позднее в него вошли испанская фирма СЕАТ (SEAT) и чешский завод
"Шкода" (Skoda). В настоящее время «Audi AG» — дочерняя компания
концерна «Volkswagen», которой предоставлена полная самостоятельность.
Первым результатом объединения в 1968 году стал VW-411 с
двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 1679 куб.см.. Модель
весьма сдержанно была принята покупателями. В 1969 году, после
присоединения фирмы НСУ, появился первый Volkswagen с передними
ведущими колесами, получивший индекс "К-70". Его можно было приобрести
с двигателями рабочим объемом 1594 или 1795 куб.см. В 1969-1975 годах
при сотрудничестве с фирмой Porsche выпускались спортивные автомобили
Volkswagen-Porsche-914" с 4- и 6-цилиндровыми двигателями в 1679 и 1991
куб.см. В 1970 году появился VW-181 с утилитарным открытым кузовом,
напоминавший армейские машины военного времени. Его развитием в 1979
году стал легкий полноприводный армейский автомобиль lltis.
Родоначальником нового поколения Volkswagen считается
переднеприводный Passat, выпущенный в 1973 году. Он предлагался в
многочисленных вариантах с двигателями рабочим объемом от 1297 до 1588
куб.см. На следующий год появился спортивный Scirocco с 3-дверным
кузовом купе и моторами объемом от 1093 до 1588 куб.см., а также
компактный 3- и 5-дверный хэтчбек Golf. За первые 30 месяцев выпуска с
конвейера сошел 1 миллион машин Golf, превратив Volkswagen в одного из
крупнейших изготовителей автомобилей в Европе. В 1979 году появился
кабриолет Golf, неизменно пользовавшийся высоким спросом.
Модель Golf I, появившаяся в 1974, оказалась наиболее удачной:
современная, экономичная, надежная, именно такая модель могла
расшевелить международный рынок. Golf ознаменовал собой новый этап
конкуренции в производстве класса компактных автомобилей, которые стали
почти официально называться «гольф-классом». Если за время разработки
новых моделей в 1973-1974 убытки концерна превысили 800 миллионов
немецких марок, то уже в 1975 за счет большого спроса на них удалось
покрыть все затраты. Всего через 3 года после запуска Golf I был
произведен миллионный автомобиль этой марки. В 1983 увидел свет Golf
II, а восемь лет спустя, в 1991, дебютировал Golf III, который, как и
предыдущие модели, поддержал высокую репутацию Golf . За двадцать три
года с начала выпуска было выпущено 17 миллионов Golf трех поколений. В
1995-1996 Golf III лидировал по числу продаж в Европе. В 1997 состоялся
дебют нового Golf IV, только в первые дни после которого было принято
более 60 тысяч заказов.
В начале 1975 года представили "младшего брата" Golf - трехдверный
переднеприводный Polo, аналогичный по конструкции автомобилю Audi-50 и
предлагавшийся с двигателями рабочим объемом 895-1272 куб.см. Недорогой
и практичный Polo также стал очень популярным и укрепил финансовое
положение Volkswagen. На базе Polo предлагался трехобъемный вариант с
кузовом седан Derby.
С 1980 года на базе Golf производилась модель Jetta с кузовом
4-дверный седан. В 1992-м она была заменена аналогичной машиной (уже на
шасси Golf третьего поколения), названной Vento.
В 1981 году Passat и Scirocco были модернизированы, а через
год на базе Passat появился седан Santana, в оснащение которого впервые
входил 5-цилиндровый бензиновый S двигатель рабочим объемом 1994
куб.см.
В период 1988-1995 годов собиралось единственное в программе 3-дверное купе Corrado, преемник Scirocco.
Модели Variant с кузовом универсал и кабриолет на шасси машин
третьего поколения продолжают выпускаться с 1993 года. Две модели
Variant Syncro с 2,0- и 2,9-литровыми моторами имеют полноприводные
шасси.
Компактная модель Polo третьего поколения производится с 1994 года.
Кузова 3- и 5-дверный хэтчбек, седан Polo Classic и 5-дверный универсал
Variant. Двигатели бензиновые и дизельные 4-цилиндровые рабочим объемом
1,0-1,9 л мощностью 50-101 л.с.
Комфортабельное семейство Vento первого поколения оборудуется 4- и 6-цилиндровыми моторами в 1,6-2,8 л мощностью 75-174 л.с.
Универсал повышенной вместимости Sharan производится с 1995
года в 5-7-местном исполнениях, на передне- и полноприводном шасси.
Мощность бензиновых и дизельных двигателей рабочим объемом 1,9-2,8 л в
пределах 90-174 л.с.
Семейство моделей Passat пятого поколения было показано в 1996
году. В отличие от предыдущих машин, выпускавшихся с 1988 года, они
вновь унифицированы с однотипными Audi моделей "А4" и "А6". Это
позволило применить более мощные и современные силовые агрегаты Audi
продольного расположения. Модели Passat производятся только с кузовами
седан и 5-дверный универсал Variant и оснащены 4-, 5- и 6-цилиндровыми
бензиновыми и дизельными моторами в 1,6-2,8 л мощностью 90-193 л.с.
Несколько моделей Variant в комплектации Syncro имеют полноприводные
шасси.
В 1999 вышла модель комфортабельного седана BORA.
Несколько предприятий Volkswagen в Бразилии, Мексике, Аргентине
и Китае изготовляют ряд моделей, существенно отличающихся от
европейской продукции. Среди них модели "Гол" (Gol), "Парати" (Parati)
и "Сантана", созданные на шасси моделей Golf и Passat предыдущих
поколений.
Мексиканский филиал продолжает производство модели "1,6i" типа
"Жук" с 1,6-литровым двигателем в 44 л.с., а с начала 1998 года освоен
выпуск принципиально нового переднеприводного автомобиля "Битл"
(Beetle) на шасси моделей Golf, внешне похожего на известного "Жука".
В настоящее время концерн Volkswagen — один из крупнейших по
объемам продаж в мире, имеет свои заводы в 15 странах мира, выпускает
продукцию под пятью торговыми марками Volkswagen, Audi, Skoda, SEAT. С
1998 года концерну принадлежит марка «Роллс-Ройс». Кроме легковых
автомобилей, завод также осуществляет выпуск грузовиков,
микроавтобусов. В состав концерна Volkswagen входят: Volkswagen AG,
Audi AG, «СЕАТ С. А.», «Шкода аутомобилова», «Фольксваген-Саксония
ГмбХ».