«ВАЗ», «Волжский автомобильный завод» (VAZ), российская компания,
специализирующаяся на производстве легковых автомобилей марки «Жигули»,
«Лада» и «Нива» (повышенной проходимости). Штаб-квартира находится в г.
Тольятти (Самарская область).
Строительство завода началось в 1967. Совет Министров СССР
назначил зам. министра автомобильной промышленности Полякова В.Н.
генеральным директором строящегося завода, а главным конструктором ВАЗа
В.С.Соловьева. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс.
автомашин в год, вступила в строй в 1971.
За основу при выпуске малолитражного с пятиместным кузовом
«ВАЗ-2101» был взят «ФИАТ-124». Мощность четырехцилиндрового двигателя
составляла 60 л. с., максимальная скорость — 140 км/ч. «Жигули»
задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно
невысокой цене мог бы насытить «ненасытный» советский рынок. Но
конструкторы и заводские инженеры и механики в дальнейшем столкнулись с
массой проблем, которые помешали эффективно решать поставленные задачи.
Сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для
рядового человека. С каждой новой моделью цена на «Жигули» значительно
росла. Однако задача насыщения рынка в какой-то степени решалась,
поскольку товар «ВАЗа» отнюдь не залеживался (в конце 70-х годов
появились «Жигули» с кузовом «универсал»). Кроме того в 1977 появилась
новая полноприводная модель «Нива» — ВАЗ-2121.
Тем не менее процесс усовершенствования «Жигулей», а затем в
80-е годы экспортного варианта «Лада» никогда не приостанавливался. За
советский период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди
которых самыми популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими
передними колесами девятая модели («шестерка» выпускается до сих пор,
ее постепенное замещение «десяткой» началось в 1997).
ВАЗ-2102 - пятидверный классический универсал первого
семейства, с задней дверью, открывавшейся вверх, выпускался в 1972-1986
годах. В свое время он заслуженно получил славу "лучшего друга"
советского дачника, которая со временем перешла на его преемника в лице
ВАЗ-2104.
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию
"Жигулей" - ВАЗ-2103, которая многими воспринималась как совершенно
новая, более мощная и комфортабельная модель. Естественно, для
абсолютного большинства населения - гораздо более престижная и дорогая.
На деле это была лишь модификация "Люкс", полностью соответствующая
FIAT 124 Speciale 1968 года, конструкцию которой переработали
аналогично тому, как базовый FIAT 124 превратился в ВАЗ-2101. Освоение
ее производства предусматривалось соглашением с концерном FIAT
несколько позже базовых моделей, а для ее комплектации предусматривался
1,5-литровый двигатель модели 2103 мощностью 77 л.с.
Когда в 1976 году на заводе в Тольятти освоили производство
модели ВАЗ-2106, которая была переработана для отечественных условий
эксплуатации из RAT 124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и
предположить, что именно она станет самой популярной и массовой
продукцией Волжского автозавода.
Вездеход "Нива" (ВАЗ 2121/2123/21213/2131) произвел сенсацию
на мировом рынке в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Тогда этот
автомобиль испытывал трудности со сбытом на отечественном рынке. И это
при вечном дефиците легковых автомобилей в бывшем Союзе.
В 1980 автомобилю "ВАЗ-2121" присуждена золотая медаль 53-й
Международной ярмарки в Познани.
Как некогда "шестерка"- считалась престижнее, чем ВАЗ-2103, так и
ВАЗ-2107("семерка"), выпускаемая с 1982 года, по сравнению с "пятеркой"
была эксклюзивом в себе.
С конца 1984 года пятиместный универсал ВАЗ-2104 классической
компоновки, относящийся ко второму поколению "классики", сменил на
конвейере универсал "первого" поколения-ВАЗ-2102, но еще год их
выпускали вместе.
Представшая публике в конце 1984 года клиновидная "Самара" с
трехдверным кузовом хэтчбек стала воистину эпохальным событием не
только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей.
Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в
стране переднеприводных легковых автомобилей.
В 1987 коллектив Волжского автомобильного завода удостоен приза
"Золотой Меркурий" за большой вклад в развитие производства и
международного сотрудничества. Эта престижная награда присуждена ВАЗу в
третий раз.
В отличие от своей соплеменницы "восьмерки" ВАЗ-2109 Спутник/Lada
Samara, который начали продавать с 1987 года, рассматривается как более
"солидная" машина для семейного человека - сказывается наличие пяти
дверей и, как следствие, менее экспрессивный облик. Модель ВАЗ-21099
Спутник/Samara Forma это, в сущности, "девятка" с четырехдверным
кузовом седан.
1989 Внешнеторговому объединению "АвтоЛАДА" присужден международный
приз совета торговых руководителей "Трейд Лидерз Клаб" за выход на
ведущие позиции в торговле и вклад в развитие национальной экономики
африканских стран.
После распада Советского Союза АвтоВАЗ, как и все остальные
отечественные промышленные гиганты, вступил в полосу полной перестройки
своей деятельности. Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х годов
АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать
производство.
Микролитражная ВАЗ-11113 "Ока" более десятилетия остается
самым дешевым отечественным легковым автомобилем. В свое время ее даже
прочили на роль -народного автомобиля и определяли местом ее
производства гигантский промышленный комплекс в Елабуге, намереваясь
покончить с многолетним автомобильный дефицитом. Но мечты и проекты так
и ocтались неисполнимыми, а столь досаждавшая АвтоBA3y сборка "Оки"
была в середине 1990-х окончательно передана на заводы СеАЗ (который
вошел в состав АвтоВАЗа) и КамАЗ.
На Парижском автосалоне в 1994 году впервые было представлено семейство
"десятых" автомобилей - ВАЗ-2110. С 1998 года расширяется сборка
пятидверных ВАЗ-2111 - первых вазовских переднеприводных универсалов.
В 1995 Собран 16-миллионный автомобиль.
На инвестиционной выставке "Технологии из России", проходившей в Риме в
1996 году, ВАЗ представил роторно-поршневой двигатель для малой
авиации. В СКП собран 250-й товарный автомобиль ВАЗ-2110.
В 1997 на автосалоне в Москве состоялась презентация моделей "2120",
"2129", длиннобазной "Нивы" - "2329", "2131" и спортивной модели
"21107".
В этом же году общее количество произведенных автомобилей составило 730
тыс. В ближайшее время предполагается увеличить их выпуск на 18 тыс.
штук.
В 1998 с заводского конвейера сошла новая модель 2111, а автомобили
«десятого» семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными
двигателями.
В этом же году вышел автомобиль ВАЗ-2120 "Надежда" -
полноприводный семиместный "мини-вэн", отличительной особенностью
которого является оригинальный кузов со cдвижной задней правой дверью.
В настоящее время мз-за сравнительно невысокого качества
«Жигулей» российские рынки захватывают корейские и японские автофирмы.
Вследствие этого АвтоВАЗ предпринимает определенные шаги, чтобы
противостоять рыночной конъюнктуре. В ближайшей перспективе АвтоВАЗа
совместное производство вместе с компанией «Адам Опель АГ» новейшей
модели «Опель Астра». В настоящее время ВАЗ выпускает более 50% общего
количества легковых российских автомобилей.
В перспективных планах на 2003–2004 гг. предполагается производство
нового семейства моделей «Калина» в европейском размерном классе «В».
Пока существуют три модели: ВАЗ-1117 (универсал), ВАЗ-1118 (седан) и
ВАЗ-1119 (хэтчбек). Предполагается появление и ВАЗ-1120 (УПВ). Так
называемая платформа семейства «Калина» унифицирована с «десятым»
семейством, а сама машина будет лишь немного короче. Базовым мотором
станет модернизированный 1,6-литровый агрегат (на блоке цилиндров
мотора ВАЗ-21083).